tt
bes oday
  Лучшее в блогах
Сюжеты Афиша
Посты дня Репортажи дня Тексты дня Видео дня Фото дня
Умерла Инна Чурикова
15.01 число просмотров 7093 число записей 5
 
Закон для негодяев
15.01 число просмотров 10328 число записей 4
 
Прощай, Макдональдс!
10.03 число просмотров 6279 число записей 3
 
Бедная Камила
12.02 число просмотров 4993 число записей 4
 
Чеченские угрозы
3.02 число просмотров 6213 число записей 10
 
все записи
Реклама
Подождите.
Самое читаемое
Большой человек
20.03 число просмотров 546 число записей 10
 
Теракт в "Крокус-Сити"
26.03 число просмотров 873 число записей 13
 
Смертная казнь
27.03 число просмотров 204 число записей 6
 
Прислать свою ссылку
все котики дня
Я расскажу, как я это помню
 Я расскажу, как я это помню число просмотров
Irina Demchenko
 

Цифра 354 заложника в Беслане - незакрытый гештальт для многих, и я просто больше не могу видеть, как хорошие люди беспричинно причиняют друг другу боль из-за этого. Давайте я приму все, что накопилось, на себя. Я расскажу, как я это помню, и этот рассказ ответит на ваши вопросы, а потом, если еще останутся вопросы, я на них отвечу. Извините за количество букв, но это не расскажешь в двух словах.
В начале 2003 года я пришла на работу в РИА Новости по приглашению Светланы Миронюк ее первым заместителем. В РИА Новости я отвечала собственно за новости, по сути была главным редактором (тогда наши должности назывались как-то типа члены правления, но неважно, все журналисты РИА Новости подчинялись мне, а Светлана и остальная творческая часть ее команды занимались тогда прежде всего пиаром, имиджем России). Пришла я в РИА после восьми лет работы в Московском бюро Рейтер редактором службы новостей на русском языке, то есть с отличным пониманием, что такое новости в их лучшем, западном смысле. К лету 2004 года, за год работы в РИА Новости, у меня уже установились достаточно непростые и неприятные отношения с Алексеем Громовым, пресс-секретарем президента Путина, и с той частью аппарата Суркова, которая курирует СМИ. Это были совершенно еще вегетарианские времена по сравнению с сегодняшними, но уже тогда, во второй половине путинского первого срока у СМИ, и особенно у государственных, потихоньку отжимали свободу слова. За непослушание еще не увольняли, но из кремлевского пула, скажем, исключали. Журналистов кремлевского пула заставляли следить друг за другом и стучать друг на друга Громову. Это происходило как бы естественно: скажем, велели передавать новость через 10 минут, а РИА Новости выпустило раньше. Журналисты Интерфакса и ТАСС получают "по башке" от своего начальства, что они опоздали. Они идут к в пресс-службу президента и жалуются, что РИА выпустило историю раньше, чем было разрешено. В следующий раз РИА "наказывают" - ТАССу и Интерфаксу дают новость или цитату, а РИА не дают, или дают с заметным опозданием. Это важно знать, потому что теперь эти подросшие журналисты кремлевского пула, прошедшие суровую школу отбора, руководят крупными СМИ.
Я еще напомню - это тоже важно в данном случае, - что прошло меньше двух лет после Норд-Оста, захвата заложников в театре на Дубровке, закончившегося многочисленными жертвами, и в числе тех заложников было много детей, потому что детский второй состав этого мюзикла был тогда среди зрителей. Во время Норд-Оста власти никак не контролировали работу журналистов, но, поскольку террористы следили за новостями, прежде всего телевизионными, и узнавали из них о планах государственных спецслужб, после развязки власти очень сильно наехали на СМИ с требованием "ответственности" в таких ситуациях. СМИ обвиняли в том, что спецслужбам пришлось использовать газ и было много жертв из-за стремления тележурналистов получить высокие рейтинги, спекулируя в эфире непроверенной или не предназначенной для разглашения информацией. Иными словами, у самих СМИ сформировался своего рода "стокгольмский синдром", страх навредить заложникам. Это в конце концов был только первый срок Путина, и не было еще такой острой отчужденности по отношениям к властям, было, наоборот, ощущение, что в принципе они не хотят плохого ни стране, ни населению.
Итак, в конце августа 2004 года РИА Новости в рамках того самого проекта "Имидж России" собирает первое заседание Валдайского клуба, призванного соединить иностранных экспертов по России с российскими экспертами и, главное, властями. Место диалога, где ты можешь задать вопрос министрам, администрации президента, и даже Путину - и получить на него ответ. Первое заседание должно проходить на Валдае, и в нем участвует все руководство РИА Новости. Выезжали они то ли 28, то ли 29 августа. Я тоже должна была ехать, но накануне пришла к Светлане Миронюк и сказала, что, по моим ощущениям, нельзя, чтобы из агентства уехало вообще все начальство. Хоть все и спокойно, но я думаю, что мне надо остаться в Москве. И она мне поверила, и согласилась. Повезло. Повезло еще раз и в другом: мы взяли на работу стрингера во Владикавказе, молодую местную журналистку Альбину Олисаеву (сейчас она главный редактор молодежной краевой газеты Северной Осетии). 1 сентября был ее первый пробный рабочий день, она должна была передать совершенно рядовую. пробную заметку о посещении президентом республики школьной линейки во Владикавказе. Просто для понимания: у человека первый рабочий день для нас, мы ее ни разу не видели, она нас тоже, заметка будет проходная и неважная, у нас даже еще контакты не налажены - Альбина только знает телефон "выпуска" и своего контакта в редакции. И вдруг, стоя рядом с президентом Александром Дзасоховым на этой школьной линейке, Альбина слышит о захвате школы в Беслане, в 30 км от Владикавказа. Она звонит на выпуск в Москву. Выпускающие редактора никогда о ней не слышали, ничего не знают и не понимают, что делать, и можно ли этому верить или что? Параллельно у них идет история о взрыве на одном из московских вокзалах, где есть пострадавшие и даже, кажется, погибшие. Выпускающие звонят мне, и мы начинаем разговаривать с Альбиной по телефону. Я понимаю, что она, слава богу, хоть и молодая, но вполне опытная местная журналистка. Более того, она осетинка и осетинский язык для нее родной. Альбина садится в машину к местным спецслужбам и едет с ними в Беслан. Дорога занимает меньше часа. За это время мы начинаем передавать о захвате школы. Мы ничего не знаем о масштабах, не понимаем, большое ли это село, и сколько там живет народу и насколько много из них могло пойти в школу 1 сентября. Альбина успевает мне наговорить, что в Беслане из-за его близости к Владикавказу живут некоторые государственные деятели республики, и дети их учатся как раз в этой самой школе.
Когда она доезжает, и начинает что-то видеть и понимать, она передает, что число заложников может быть очень большим, что детей провожали в школу семьями, с дошкольниками, бабушками-дедушками, тетями-дядями и так далее. Она говорит, что минимальное число, которое называют местные жители - 400 человек, но это только ученики, без родственников, и общее число захваченных, скорее всего, намного больше. И мы выпускаем эту цифру - не менее 400 человек находится в заложниках, и среди них школьники, дошкольники и даже грудные дети. Мы пишем об одиночных выстрелах внутри школы (террористы убивают заложников-мужчин), о том, что заложники находятся в спортзале, о террористках-смертницах, о количестве террористов, об их отказе от переговоров, об их связях с Аль-Каидой и Басаевым, о раненых, о минировании здания школы и спортзала... Все это делает Альбина, которая работает с нами первый день и не имела прежде никакого опыта в подобных операциях.
После 11 утра в Беслан вылетают МЧС и силовики из Москвы, и они берут журналистов - в том числе нашего Гришу Дубовицкого из группы, работающей с силовыми министерствами, и Марго Симоньян, журналистку телеканала "Вести", из кремлевского пула. Ну, и других журналистов, в том числе телевизионщиков, конечно, тоже, причем предпочтение отдается именно тем, кто прошел суровую школу отбора в президентском пуле и готов к послушанию. Через несколько месяцев будет создан телеканал Russia Today (RT), который возглавит Марго Симоньян (это я пытаюсь заранее ответить на вопрос, почему она, как и все они, передавала только те цифры и данные, которые им давали официально). С ними летит правая рука Громова, руководитель кремлевской пресс-службы Дмитрий Песков. Его задача как раз - чтобы в эфир не ушло ничего лишнего, чтобы информация была под контролем.
В Беслан тем временем прибывает Дзасохов, прочие официальные лица республики, там организуется штаб, его возглавляет полпред Путина Владимир Яковлев. После 2х часов дня из этого штаба исходит цифра о 120 заложниках. Мы используем ее в обобщении, потому что в нее не верим, и в начало выносим, что в окнах спортзала выставили детей, чтобы предотвратить попытки штурма.
Зачем в середине дня московские силовики выходят с цифрой 354 заложника, которую Пусков доносит рупору штаба, пресс-секретарю Дзасохова, и тот озвучивает - мы не знаем до сих пор. Но у телевизионщиков нет никаких других возможностей ее проверить, они обязаны идти в эфир с официальной информацией - работа в кремлевском пуле, жесткий контроль над ними со стороны администрации президента и собственного начальства, страх "помешать" профессионалам и "навредить" заложникам после Норд-Оста не оставляют им никаких вариантов. Я знакома с Симоньян, и считаю ее своим естественным врагом , причинившим огромный вред нашей профессии и отлично на этом заработавшей. Но надо понимать, что при том, кем она была, какой прошла путь и какие перед ней были перспективы, просто глупо ожидать, что она бы в чем-то могла ослушаться прямых указаний. Все журналисты, прилетевшие из Москвы, практически не имели никакой возможности для маневра и питались информацией только с рук Пескова, но случай Симоньян был особенно тяжелым из-за отягощения перспективами. Ну, собственно, поэтому ее и выбрали для руководства RT
После того, как цифра 354 была озвучена, с заложниками стали обращаться особенно жестоко, их перестали водить в туалет, давать воду, им стали угрожать расстрелом. Это мы теперь знаем. Нам продолжали врать, что на школьной линейке было 400-500 человек, и мы знали, что часть из участников линейки чудом сумела спастись.
Вечером 1 сентября или утром 2го, если мне не изменяет память, Дзасохов решил поговорить с родственниками заложников и сельчанами, которые готовы были сами штурмовать школу. Разговор шел без прессы и на осетинском языке. Единственной журналисткой из центральных СМИ на нем была Альбина Олисаева, потому что никто не знал, что она работает на нас, и потому что она знала язык и была осетинкой. Альбина позвонила мне после этого долгого собрания (с него не могла, и выйти не могла), и сказала, что в заложниках должно быть больше тысячи человек, и очень много детей. С этого времени мы стали писать, что по официальной версии в школе 354 заложника, но местные жители считают, что намного больше. Что их там больше тысячи сказал 2 сентября и Руслан Аушев, когда вывел из школы матерей с грудными детьми. После этого в новостных агентствах и печатных СМИ появилась эта альтернативная версия - что заложников больше, чем говорят власти.
Всем, кто дочитал до конца, спасибо.

Продолжение: http://besttoday.ru/read/9376.html

 
Обсудить в блоге автора
 

Я жива. Я дышу. Я выбралась из Крокуса
  
Я жива. Я дышу. Я выбралась из Крокуса Да, в списках я - Казинская Елена Алесандровна
 
Этот пост для тех, кто умеет системно думать, размышлять, критически мыслить
  
Этот пост для тех, кто умеет системно думать, размышлять, критически мыслить Какая цель была у терористов? Какие были требования? Ни один теракт не проходил без выдвижения требований и без цели.
 
Что-то у них не вяжется
  
Что-то у них не вяжется В моей голове не вяжутся две картинки: вечерняя от 22 марта и дневная от 23 марта
 
Смертная казнь - как отвлечение от проблем
  
Смертная казнь - как отвлечение от проблем Смертная казнь в недостроенном государстве может привести к ужасным последствиям
 
Вопросы без ответа:
  
Вопросы без ответа: Как шесть террористов могли якобы поместиться в Рено?
 
все записи
13 лет за мошенничество якобы за «блок на негатив»
  
13 лет за мошенничество якобы за «блок на негатив» Блок на негатив - тема, которой промышляли многие раскрученные каналы. Тут коса на камень нашла только потому, что были затронуты интересы очень крупного бизнесмена, если не сказать, олигарха? И это его люди порешали вопросики
 
"Мертвый ёжик", может быть, просто уснул
  
"Мертвый ёжик", может быть, просто уснул Если вы нашли "мертвого" ежа в холодные месяцы, не хороните его, не выбрасывайте в мусорное ведро...
 
Что не так с системой поддержки "единорогов"
  
Что не так с системой поддержки "единорогов" Я развёрнуто и на полном серьезе готов помочь всем интересующимся темой поддержки «единорогов» советом о том, что не так с нашими «единорогами». Совет можно получить по адресу г. Москва, Лефортовский Вал, д. 5 а/я 201, ФКУ СИЗО-2
 
Рост числа политзаключенных как новая проблема для ФСИН
  
Рост числа политзаключенных как новая проблема для ФСИН В силу специфики этой категории и роста её численности она становится уже не частной проблемой каждого СИЗО или ИК, а системной проблемой властей. То есть такой проблемой, на которую необходимо реагировать
 
Особенности предвыборного сезона 2023 в Москве
  
Особенности предвыборного сезона 2023 в Москве Небольшой аналитический доклад в четырёх частях о том, какие политические силы примут участие в выборах, какие у них сильные и слабые стороны
 
" Умер комментатор Василий Уткин. Сложный, понтовитый, с гонором и прекрасным русским языком. Он такой был один "
" Главный разведчик страны, глава СВР Нарышкин как-то хреново готов к допросам. Расколется на первом же. Больно смотреть "
" Нечастое зрелище подарили нам члены Совета безопасности РФ – круговая порука в прямом эфире. Завтра покажут художественное кино «Военторг наделяет международной правосубъектностью своих клиентов». "
" Посмотрела 1:16 из двух с лишним часов Don’t Look Up и должна сказать, что пока это самый страшный из всех фильмов ужасов, которые я видела в жизни. "
" Получение Нобелевской премии вносит Муратова в реестр иноагентов? "
" Этот арест ведь - открытое признание вины в попытке убийства. Неужто они сами не догоняют? Или нарочно? «Мы и убили-с». "
все записи
Как убежать из Северной Кореи
 
Как убежать из Северной Кореи Как жители КНДР перебираются в Китай и Южную Корею, кто эти люди, и на что они могут рассчитывать
Цена материнства: как рождение ребенка влияет на время, деньги и карьеру женщины
 
Цена материнства: как рождение ребенка влияет на время, деньги и карьеру женщины Цена материнства измеряется не только в деньгах, но и во времени, статусе, эмоциях, здоровье. Forbes Woman разбирается в экономике родительства
все записи
Арест адвокатов
Арест адвокатов
13 октября 2023 года Басманный суд арестовал трое защитников Алексея Навального — Вадима Кобзева, Алексея Липцера и Игоря Сергунина.
все записи
"Гардемарины, 1787. Мир"
"Гардемарины, 1787. Мир"
На экраны вышел фильм "Гардемарины, 1787. Мир", который уже назвали "государственной пропагандистской халтурой".
все записи
Умер Градский
Умер Градский
После перенесенного коронавируса и инсульта скончался Александр Градский. Блогеры рассказывают истории знакомства и дружбы с ним.
все записи
Русский Нобель
Русский Нобель
Нобелевскую премию мира 2021 года получили журналисты - главный редактор российской "Новой газеты" Дмитрий Муратов и основательница филиппинского издания Rappler Мария Ресса за их "усилия по защите свободы слова и самовыражения, что является основополагающим условием для демократии и прочного мира". Итоги премии раскололи российских блогеров.
все записи
"Сфумато"
"Сфумато"
Вышел из печати роман Алексея Федярова "Сфумато" - антиутопия, в которой описываются события, происходящие на территории нынешней России в 2025 году. Книга полна мрачных прогнозов и узнаваемых персонажей.
все записи
BestToday
АПН Северо-Запад Новая газета
Правда Беслана Election2012