tt
bes oday
  Лучшее в блогах
Сюжеты Афиша
Посты дня Репортажи дня Тексты дня Видео дня Фото дня
Падение "Открытия"
23.09 число просмотров 3220 число записей 10
 
Дело Кирилла Серебренникова
25.08 число просмотров 7873 число записей 42
 
Пожар в Ростове-на-Дону
22.08 число просмотров 3132 число записей 8
 
Безвизовая Америка
22.08 число просмотров 3077 число записей 5
 
Нападение в Сургуте
21.08 число просмотров 2265 число записей 7
 
все записи
 
Реклама
Подождите.
Супермен против Бэтмена: почему батл Оксимирона и Гнойного стал новостью национального масштаба
Супермен против Бэтмена: почему батл Оксимирона и Гнойного стал новостью национального масштаба число просмотров
Ilya Klishin
 
Гнойный против Оксмирона это не Джокер против Бэтмена. Это Бэтмен против Супермена

Объяснить, почему батл Оксимирона и Гнойного был важным событием для самой субкультуры русского рэпа, довольно просто. Это нечто вроде поединка Бэтмена и Супермена, двух по своему типу разных героев, но все же героев, каждый из которых до этого стал чемпионом на своей площадке.

Здесь можно долго объяснять, что такое рэп-площадки Версус и Слово, и как последнее пережило драматический раскол, но толку от этого мало; это как объяснять не смотревшему «Игру престолов», чем Ланнистеры отличаются от Старков или почему Гарри Поттер не хочет на факультет Слизерина.

Куда важнее понять не внутреннюю логику этого фантастического мира батлов (достаточно просто посмотреть несколько десятков роликов на ютьюбе, и вы все более-менее поймете), а то, почему новость года этой тусовки вдруг стала новостью дня в национальной повестке России.

И это не лирическое преувеличение: половину дня 14 августа, когда собственно и выложили само видео, встреча Оксимирона и Гнойного стояла на первой строке Яндекс.Новостей. Сотни российских изданий написали об этом (по данным медиаанализа, 800 и это рекорд для 2017 года). Батл прокоментировали депутат Онищенко, Навальный, Ходорковский, Ройзман, Собчак, продюсер Пригожин, Сергей Шнуров, Юрий Лоза и кто только не прокомментировал. Включая официальный вестник правительства «Российскую газету»

Ну и само видео батла посмотрели уже почти 15 миллионов человек. За два дня. И будет явно разы в больше: у успешных роликов Гнойного и Оксимирона с более слабыми соперника и по двадцать, и по тридцать с лишним миллионов просмотров. Это, к слову, больше, чем в США, где версусы вообще-то придумали. Так что в области рэп-батлов мы впереди планеты всей. 

Но почему? И что это говорит стороннему наблюдателю за Россией?

Медиаменеджеры и журналисты по привычке устроили «срач»в фейсбуке: это, дескать, не важная нишевая новость и вы ее раздули, обратились они к коллегам, искренне предполагая, видимо, что существует тайный медийный сговор, который может по смоему усмотрению заставлять десятки миллионов россиян смотреть что угодно. Сегодня неизвестных прежде рэперов, завтра, скажем, супрематистов, а послезавтра и вовсе гандболистов.  

Опыт последней прямой линии Путина — а сравнить ее с версусом по просмотрам пришло в голову многим — показывает, что даже если что-то в прямом эфире показывают три федеральных канала с охватом на всю страну, это еще не значит, что это увидят все и, тем более, станут обсуждать. Путина в мае этого же года посмотрели лишь 6 миллионов человек.

Итак, мы отмели «конспирологическую» версию, по которой злонамеренные газетчики и интернетчики навязали своей аудитории черт-те что вместо музыки. Тут все еще собака виляет хвостом, даже если нам порой кажется иначе.

Вернемся, кстати, к уже упомянутому слову «срач», которым принято в современном русском языке называть склоки и скандалы в соцсетях. Впрочем, ток-шоу на телевидении строятся по тому же принципу: никто никого не слышит и не пытается услышать.

На первый взгляд «срач» и «батл» очень похожи. И то, и другое — открытый конфликт с переходом на личности, оскорблениями, порой нецензурной бранью. Но именно в их коммуникативном отличии и кроется секрет взрывной популярности словесной дуэли Окси и Славы.

Срач предполагает полное отсутствие эмпатии. Люди вроде бы говорят друг с другом, но на самом деле не говорят. Это несколько синхронных монологов в режиме реального времени, цель каждого из них — самоутверждение. В лучшем случае они отталкиваются от чего-то сказанного оппонентом как от трамплина, чтобы продолжить собственную мысль. Срачи никогда не заканчиваются компромиссом. Они вообще ничем не заканчивают, все остаются при своих — только с некоторым гадким привкусом морального опустошения.

В батлах все иначе. «Чтоб эмси завафлить, вы сперва должны полюбить его», — читает Оксимирон в начале первого раунда. Только глубокое психологическое погружение в противника позволяет здесь победить. Два человека стоят на расстоянии метра, иногда подходят совсем близко и кричат друг другу жесткие оскорбления и... второй человек с достоинством слушает. Слушает до конца, не перебивает и не бросается с кулаками на обидчика — выдержка, достойная скорее японского самурая с его «Бусидо», чем современной России с ее атмосферой ненависти. После вердикта жюри оба участника пожимают друг другу руки. А заявление Оксимирона на следующий день после того, как стало известно о поражении, в его инстаграме «Судейское решение я, разумеется, принимаю» больше походит на релизы от западных президентов и премьеров, проигравших выборы.

Короче говоря, батл привлекает не тем, что это образ будущего России или гетто свободы слова, как писали некоторые колумнисты (цензуры на том же Версусе хватает, чего не скрывал «Ресторатор», ведущий шоу, в интервью  Юрию Дудю). Он привлекает тем, что предлагает посмотреть честный поединок.

Причем если подумать, честный поединок это плеоназм, масло масляное. Поединок не может не быть честным. В противном случае его зовут иначе: засада, избиение, срач.

Честный поединок это дворянская дуэль, дебаты в британском парламенте и теперь и рэп-батлы в России. Зрелищное противостояние с непредсказуемым результатом, построенное, тем не менее, на минимальном уважении друг к другу и к правилам игры.

Скажут: честным поединком можно назвать и футбольный матч с fair play и конкурс виолончелистов, но они почему-то не взрывают медийное пространство. Дело в том, что в спорте это именно что борьба мускулов и, может быть, стратегий, в музыке — навыков и ремесла, а тот самый батл явил нам честный поединок в смысле коммуникации, обмена мыслями и словами, мнениями и оценками.

А по честной двусторонней коммуникации в России истосковались. Власть не хочет говорить с системной оппозицией. Системная оппозиция с уличной. Одна уличная оппозиция с другой. Журналисты с журналистами. Люди с людьми. И, в целом, всякий предпочитает говорить, только если у оппонента завязаны руки за спиной и есть кляп во рту.

Дело не только в самом факте поединка, но и в его участниках.

Рассуждая в батле о «Тысячеликом герое» Кэмпеблла, классике нарратологии, которой вдохновлялся Джордж Лукас при создании «Звездных войн», Оксимирон совершил ошибку, которая, возможна и стоила ему победы. Он то сравнивает себя с Бэтменом, а своего оппонента с Джокером, то называет Гнойного «опереточным злодеем» и «даже не финальным боссом». Словом, всячески подчеркивает, что это именно он архетипический герой, который пройти свой путь до конца. До надписи «хэппи энд» на экране.

Но смотреть финальную схватку хорошего парня с плохим всегда немного скучно, даже если отлично поставлена хореографию рукопашной схватки, именно потому что ты всегда знаешь, чем все кончится, даже если прямо сейчас герой висит на краю пропасти или на него нацелено дуло пистолета.

Гнойный лучше понял философию площадки и сыграл в другую игру: не Бэтмен против Джокера, а Бэтмен против слишком правильного и потому раздражающего Супермена.

Честная схватка двух героев, трех, четырех, пяти, десяти куда зрелищнее пути одного героя. И именно она называется демократией.

 
Обсудить в блоге автора
 
Сюжет по теме
После баттла После баттла
число просмотров число постов
В блогах не утихают обсуждения рэп-баттла между исполнителями Оксимироном и Гнойным, а журналисты обсуждают, можно ли считать баттл инфоповодом
Дорогой Лёша!
  
Дорогой Лёша! Мы все обьединились ради одной важной цели. А теперь ты говоришь мне, условно: "Твое место в шоубизнесе, зачем лезть в политику?"
 
Дикий фейл с памятником Калашникову!
  
Дикий фейл с памятником Калашникову! На нашумевшем памятнике Калашникову нанесена схема сборки немецкого автомата MKb.42
 
Путин в "Яндексе"
  
Путин в "Яндексе" Современный мир инноваций и высоких технологий стал вызовом и для страны, и для самого Путина — а он не привык пасовать перед вызовами
 
В итоге Василий умер
  
В итоге Василий умер 28-летнего Василия Харченко с сильным отравлением врачи заставили весь день ездить из одной больницы в другую. Ему становилось хуже, но медицинская помощь не оказывалась
 
Погиб невиновный человек
  
Погиб невиновный человек Этим вечером кортеж силовиков мчал с нарушением ПДД по встречной полосе трассы в дождь и на полном ходу лоб в лоб столкнулся с автомобилем "Lanos", в котором ехала семья
 
все записи
Кот Дурова или история о том, как Павел Дуров требует от меня 100 000 000 в суде
  
Кот Дурова или история о том, как Павел Дуров требует от меня 100 000 000 в суде Я написал эту статью, чтобы рассказать, как всё было на самом деле, восстановить справедливость и своё доброе имя
 
Может, это увидит Александр Бастрыкин
  
Может, это увидит Александр Бастрыкин 22 февраля 2017 года он, гуляя с отцом, полез на детскую горку, установленную во дворе школы №5, покатился и с размаху напоролся на стальную цепь
 
Вот вам и новое просвещенное поколение российской илитки
  
Вот вам и новое просвещенное поколение российской илитки Училась в илитном ИСАА, затем в какой-то бизнес-школе во Франции. И вот вам результат: Лиза пишет статью в "Форбс" просто понадергав цитат из "Мела" и других русскоязычных журналов, даже не потрудившись пересказать своими словами
 
" Салават Щербаков добился невозможного — опроверг поговорку "что ни делай, получается автомат Калашникова" "
" А наивно писать, что по факту поджога двух машин "за Матильду" должно быть заведено дело по статье "терроризм", да? "
" Даже из стенограммы видно, что это чистая подстава. О каких-то договоренностях говорит только Сечин, зная, что разговоры пишутся "
" Термин колбаски "Сечинские" уверенно вошёл сегодня в историю российской юриспруденции. "
" Серебренникова взяли - вот и цена обращений к и обещаний Путина. "Дураки" - так он сказал? "Дураки" и посадили. А он их поблагодарит "
" Последним московским режиссёром, арестованным в Ленинграде, был Мейерхольд. Это было 20 июня 1939 года, в 9 часов утра 32 ответов 464 ретвитов 463 отметки «Нравится» "
все записи

"Я был просто шокирован успехом"
 
"Я был просто шокирован успехом" Интервью муниципального депутата Ильи Азара спецкору «Новой газеты» Илье Азару
За Невского прошли с Николаем
 
За Невского прошли с Николаем Власти насчитали сотню тысяч человек, прошедших по Невскому проспекту под церковными знаменами, транспарантами и имперскими флагами. Это вдвое больше, чем называли год назад.
все записи
Годовщина "Курска"
Годовщина "Курска"
В годовщину трагедии на подлодке "Курск" в соцсетях вспоминают погибших и задаются вопросом о том, почему СМИ неохотно вспоминают о трагедии: "Про какой-то там праздник ВВС под Москвой рассказывают непрерывно, а погибших на боевом посту моряков не поминают ни единым словом"
все записи
Седьмой сезон "Игры престолов"
Седьмой сезон "Игры престолов"
В Телеграме и Фейсбуке увлеченно осуждают новый сезон "Игры престолов" — любимый всеми сериал про политические интриги
все записи
Без Евровидения
Без Евровидения
Служба безопасности Украины запретила въезд Юлие Самойловой. Певица посещала Крым после 2014 года в нарушение украинских законов. Блогеры изначально предсказывали, что Самойлову и конкурс используют для политических интриг. Так и случилось: сразу после решения СБУ в России началась кампания возмущения, а федеральные телеканалы решили не траснлировать Евровидение
все записи
Таинственная смерть Лесина
Таинственная смерть Лесина
Два агента ФБР сообщили изданию Buzzfeed, что Михаил Лесин был до смерти избит бейсбольной битой накануне его встречи с чиновниками Минюста США в Вашингтоне. При вскрытии тела у него оказались сломанные ребра
все записи
"Ленин" Данилкина
"Ленин" Данилкина
В соцсетях обсуждают "Ленина" – биографию Владимира Ульянова, написанную Львом Данилкиным
все записи
BestToday
АПН Северо-Запад Новая газета
Правда Беслана Election2012