Стоило только заговорить о корытовладельцах | ||||
9.10 13:13 | 2332 | |||
Michael Pojarsky | ||||
Стоило только заговорить о корытовладельцев - в комментах начали рассуждать о том, что собственность бывает только частная, даешь гомстед на парковочные места, а я вообще поддерживаю кровавый дептранс. Оно, конечно, понятно - для русского человека пространство комфорта заканчивается за пределами его железной двери. В подъезд еще можно выходить без полковника кольта. Но уж дальше подъезда лежит неосвоенная ничейная территория, Дикий Запад, земля войны, где нужно успеть ухватить свое, перед носом у других индейцев и ковбоев. А когда начинаешь говорить нечто, подразумевающее, что тротуары и дворы - это разновидность общественных благ, то, конечно, же никто не понимает о чем вообще речь.
А вот о чем: автомобили, стоящие везде, где не попадя - это типичная проблема социальных издержек, сопряженных с использованием общественных благ. Это примерно как завод, который загрязняет воздух или сбрасывает отходы в речку - когда прибыль идет одному, а издержки равномерно распределяются на всех. 30% автовладельцев занимают 90% места (цифра условная), в результате чего все остальные вынуждены постоянно терпеть убытки - обходя эти нагромождения железа и гуляя по проезжей части, опять таки рискуя попасть к железяке под колеса. Это именно что издержки, которые пускай выражаются не в потере денег, но в трате времени, сил, повышенном риске и так далее. Как известно, в ситуации идеального рынка и отсутствия трансакционных издержек, стороны пришли бы к соглашению. У нас, понятное дело, нет ничего подобного - никаких механизмов, в рамках которых могли бы пройти переговоры условных автомобилистов с пешеходами. Понятно, что дептранс таким механизмом не является и не отстаивает ничьи интересы, кроме своих собственных - это такая контора по освоению бабла, вокруг которой трутся жулики-урбанисты, а вся деятельность сводится к косметическому и неумелому копированию западной политики. Поэтому я, конечно, не думаю, что все эти инициативы могут реально разрешить ситуацию. Но и позиция автомобилистов не может не удивлять - люди годами пользовались тем, что по сути является привилегией, осложняющей жизнь другим и оттесняющих их от пользования общественными благами. И теперь считают, что эта привилегия - это просто таки какое-то естественное право. Примерно как если бы владелец завода, годами загрязнявший воздух, в ответ на предложения купить за очиститель за собственный счет, устроил бы истерику - как вы смеете, я же заплатил налог на прибыль, и вообще труба моя частная собственность, куда хочу туда и дымлю! |
||||
Обсудить в блоге автора | ||||