Мусульманка-феминстка: взгляд изнутри | ||||||||
![]() |
20.04 17:58 | ![]() |
5699 | |||||
anavuajna | ||||||||
Это несколько сокращенная версия (в целях некоторой анонимности) интервью с мусульманкой, которая является участницей сообщества feministki. С тех пор, как на прошлой неделе наше сообщество всколыхнулось, я поняла, что мало что знаю о исламе и о современной жизни в нем. Поэтому я очень благодарна Т. за ответы на мои вопросы. Спасибо! И предисловие от Т.: «Ислам - это Вера; а положения Веры невозможно оспорить логически или заставить верующего сказать: «Это нелогично, значит, я не верю больше». Одновременно с этим, Ислам сегодня - это фронт борьбы с порой шокирующими племенными адатами (обычаями), с суевериями, и до победы далеко, но мы верим и надеемся на нее, даст Всевышний.». И еще одно, раз уж так бурно обсуждался вопрос «права закрытия лица»: «Самая главная ценность мусульманки - ее privacy и анонимность.» Во избежание разглашения некоторых фактов личного характера, я вставила краткие ремарки курсивом кое-где к вопросам. К какому “течению” мусульманства вы принадлежите? Я суннитка, но мазхабов [школа шариатского права в исламе.] не придерживаюсь; это самое «общее» направление, 85% мусульман относятся к нему. Т. живет в Москве, совершеннолетняя и имеет незаконченное высшее образование, которое оставила из-за необходимости работать. Сейчас работает в среде единоверцев, но не по специальности. Как относятся к вашей религии на работе? Не было ли в вашей практике дискриминации за это? Мне приятно общаться с единоверцами и обстановка очень светлая, но с другой стороны, это не совсем то, о чем я мечтала. Мне пришлось отказаться от перспектив на других работах, именно в связи с соблюдением хиджаба; всем мои собеседования проходят одинаково: работодатель визжит от восторга, читая резюме, но, стоит ему встретиться со мной лично, бледнеет, и просто не звонит. Я всегда была консервативна в одежде, но «закрытый» платок ношу не так давно, около полутора-двух лет. За эти два года я не смогла найти постоянную работу по специальности, хотя, возможно, не была достаточно настойчива. Вы росли в мусульманской семье или приняли ислам самостоятельно? Как относится к этому ваша семья? Всего в нашей семье среди родственников несколько религий, в том числе ислам, православие, индуизм и даже иудаизм. Наша семья, по сути, весьма консервативна, но это связано больше с племенными традициями, чем с религиями. Мы - переселенцы в нескольких поколениях, и многочисленные обычаи народа наложились на принятые в тех местах, где мы жили, в общем, вся система верований, суеверий и понятий о «правильном» поведении чрезвычайно сложна. Среди всей семьи я - самая религиозная, есть еще одна родственница, она православная, тоже религиозная. Я поддерживаю контакты практически со всеми членами семьи в нескольких странах, родственников у меня больше четырехсот. Я сама выбрала Ислам, выбрала, когда мне было 14 лет. Но еще несколько лет после этого я примеряла на себе и иные конфессии, посещала и синагогу, и мессу в костеле. Мы никогда не страдали нетерпимостью к религиям. В нашей среде настороженно относятся скорее к воинствующему атеизму, но с почтением воспринимают проявления духовности - в том числе, весьма экзотические. Моя семья не протестует против Ислама, но, конечно, они переживают из-за хиджаба, так как опасаются нападений нацистов и оскорблений на улицах. Как вы сочетаете религию и феминизм? Я не уверена, что сочетаю религию и феминизм. Я даже не считаю себя феминисткой - просто исследую его, примеряя на себя многие положения, со многим соглашаюсь и нахожу некоторые взгляды феминизма весьма близкими к исламской традиции, с чем-то согласиться не могу. Но между исламом и феминизмом пропасть определенно меньше, чем может показаться. Я не уверена, что могу назвать себя феминисткой, в привычном понимании этого слова. Но именно благодаря изучению Ислама, я обратила внимание на проблемы, которые существуют в моем кругу (в частности, родственном), особенно в том, что касается отношений между полами. Так это эндогамные (близкородственные) браки. Ислам, хоть и разрешает подобные браки, рекомендует осмотрительно относиться к выбору спутника жизни, и отвергает национализм, запрещая гордиться национальностью и отказывать в браке людям из разных народов. Эта проблема близка мне. Многие поколения моей семьи практиковали эндогамию и перекрестные браки, браки для прекращения кровной вражды, нацеленные лишь на то, чтобы удержать вместе клан. В основном, это были договорные браки. Ислам подобное запрещает. Так что мой «феминизм» в данном вопросе поддержан религией, и я питаю надежду, что в будущем ситуация в семье изменится. И таких надежд все больше, к счастью. Ислам ограничивает женщину не столь сильно, как кажется. Так, ей разрешено смотреть на мужчин, тогда как мужчине на женщин смотреть нельзя; пристальный взгляд на мусульманку будет расценен как оскорбление и даже домогательство. Ее тело не может быть объектом в рекламе. А разговаривать с чужими ей можно) просто нельзя при этом говорить на интимные темы нежным голосом. Сегрегация полов тоже служит единственной цели - устранить все пути гендерного оскорбления излишним вниманием либо невниманием мужчин. У вас есть распределение обязанностей по дому и по уходу с мужем? Я состою в формальном браке, нас у супруга две жены - мы живем вместе, и делим обязанности, в основном по принципу «кто не занят»). Готовкой занимаемся по очереди или по вдохновению, муж обычно выносит мусор, ходит за продуктами тяжелыми, я поддерживаю порядок в доме, занимаюсь стиркой, глажкой, посудой. Детей у нас пока нет. Говоря «формальный брак», я подразумеваю, что он «асексуальный», дружеский. Просто благодаря этому, я нахожусь «при мужчине», и могу на него рассчитывать, как обычная жена. Этот брак тоже эндогамный. Мой супруг приходится мне дальним родственником, и мое решение жить с ним было связано с желанием удержать родственные связи и ощущать мужскую поддержку. Это не первый мой брак. Полагаю, то, что мой брак полигамен, это тоже привычка из детства. [Т. росла в полигамном браке, у ее отца была не одна жена] Я с трудом представляю себе моногамию и чувствую тревогу при мысли, что могу быть единственной женщиной у мужчины. Т.к. я привыкла 50% своего времени сосредотачивать исключительно на себе, и регулярно нуждаюсь в одиночестве, но одновременно чувствую потребность в «приходящем» муже. Вы носите максимально закрытую одежду - это было ваше решение? Да. Меня пытались отговорить как мой супруг, так и моя родня. Началось все еще в школе, но тогда я находилась в перманентном подростковом кризисе, и не была способна постоять за себя. К сожалению, моя мать не поддерживала меня тогда, и не поддерживает меня сейчас, хотя и приняла мое решение. У Т. очень здравое (на мой взгляд) отношение к абортам. В частности она против запрета на них. Скажите, в мусульманской среде это распространенное мнение по вопросу абортов или вы в меньшинстве? Ислам разрешает аборты до сорока дней беременности, далее - при наличии медицинских показаний (обычный набор). К тому же, Ислам одобряет контрацепцию для женщины, если беременность ей противопоказана, либо в данный момент нежелательна. Психологическая неготовность к материнству также допускает контрацепцию. Однако строго запрещены аборты, основанные на данных УЗИ относительно «нежелательного» пола, и указание на это есть в Коране. Конечно, аборты нигде не одобряются, но обычно это всегда вынужденная мера, и отношение соответствующее. Обычно этим просто не делятся, кроме как с самыми близкими. Многодетность считается желанной. Так, мужчина, воспитывающий хорошо нескольких дочерей и проявляющий к ним милость, милосердие и любовь, войдет в рай. Правда, речь только о дочерях и сестрах) но я полагаю, воспитывать сыновей тоже благо) Имеете ли вы право голоса в семье? Имеет ли право голоса в семье мусульманка в Москве? Не знаете, как обстоит дело с этим дальше от столицы, в той же Башкирии, Татарстане? Мой голос в моей собственной семье решающий, и это так; другое дело, я предпочитаю компромисс и хитрость. Тут нельзя обобщить - все зависит от самой женщины. Во многих семьях женщина очевидно рулит, в других предпочитает оставлять управление мужу или брату, или отцу. Если честно, многие мусульманки себя сознательно сдерживают, то есть, такой «обратный» феминизм. Но в любом случае, очень ценится умение влиять на семейный вопрос через мужчин. В «большой» семье - в клане - я, конечно, подчиняюсь отцу. Хотя регулярно делаю по-своему, и до сих пор никаких санкций не последовало. Что касается Татарстана, то и Татарстан и Башкирия - это очень свободные республики для женщин - на мой взгляд, Татарстан вообще славится. На Кавказе ситуация сложнее. Но практически везде ситуация настолько разнится от семьи к семье. Одно точно: там, где бедность - там насилие рано или поздно всех по отношению ко всем. Когда случается война или нищета, люди злятся и становятся беднее; моментально повышается уровень насилия. Говорю, как многократно переезжавшая. У мусульман крепкие семейные связи. Поэтому женщина всегда имеет защитника: братья, отец, дяди, двоюродные… эти связи нарушаются только в условиях крайней нужды. Русские мусульманки страдают от отсутствия семейности больше других. За мной целый клан, а за ней часто никого, и ей очень надо прибиться куда-нибудь. Считается, что русские мусульманки - это жены, которые перешли в религию мужей. Такие тоже есть, но весьма значительно число тех, кто принял Ислам, а потом, разумеется, искал себе мужа среди мусульман. Нередко это межнациональный брак - со всеми вытекающими. Большинство преодолевает трудности на удивление ровно, но случаются и неудачи. Насколько феминизм в классическом понимании (законодательное равенство прав, равенство зарплат и трудовыхобразовательных возможностей, равные права на детей) может сочетаться с исламом? Мне кажется, весь вопрос в требуемых правах. Например, многие мусульманские страны одобряют женскую службу в армии. Парадокс? Но это так. И одновременно где-то запрещают получать права на машину. И дальше этот запрет раз за разом обходят, потому что наличие закона не отменяет возможности его систематического нарушения. К тому же, большинство таких препятствий и законов обусловлены местными обычаями, а не шариатом. Мусульманка не может быть главой государства, однако может занимать посты в советах - женщины сейчас везде есть. Министром финансов ОАЭ была шейха Любна бинт Халед аль-Касими, например. Была включена Форбс в сотню влиятельнейших женщин планеты. Или Беназир Бхутто. Очень энергичные, харизматичные женщины. С образованием тоже все в порядке - мусульманке положено быть образованной, а «перегибы на местах» даже в Афганистане проходят. 60% студентов Ирана - девушки. И хотя в бедных семьях выбирают чаще образование сына, грамотность растет, а в некоторых регионах - вроде процветающих государств Персидского залива - достигла наивысших показателей. Равенство зарплат… думаю, уже достигнуто в двух категориях: у нищих и у очень богатых. Теоретически, в Исламе есть насчет неравных долей наследства, т.к. мужчина обязан тратить свои средства на содержание женщин-родственниц свои деньги - в том числе, из полученного наследства. Насчет зарплат нет, а значит, неравенство зарплат - это локальный обычай. Что касается прав на детей - по шариату, они равны после развода, в случае, если мать не выходит повторно замуж. За ее бывшим мужем сохраняются обязанности по содержанию его детей и ее в разумных пределах. После семи лет мальчик может отправиться к отцу, т.к. ему необходимо мужское воспитание. Видеться при этом оба родителя с ребенком могут так часто, как это подходит им. Обычно вопрос решается лично. Мать также может оставить своих детей мужу, выйти замуж повторно, и это не будет по шариату зазорным или постыдным. Отец, который не заботится о матери своих детей и о своих детях, совершает серьезнейший грех. Мне это кажется весьма справедливым. Мы не должны дискредитировать важность отцовства, и ограничивать его выплатой алиментов. У кого может получить защиту от мужа мусульманка (при условии, что муж мусульманин) сейчас в Москве кроме полиции? Может ли она просить защиты у родителей, друзей, муллы? Первое, куда обратится, скорее всего, женщина, если терпит насилие - это к родителям, своим или мужа, потом к братьям и друзьям братьев. Потом - к подругам (хотя по-всякому бывает). К мулле, имаму может, но это обычно уже серьезные случаи, с алкоголизмом, игроманией. Есть также и джамааты (общины), обычно они помогают в тяжелых жизненных ситуациях, в том числе и женские джамааты. Там можно пожить, спрятаться с детьми, и даже найти какую-нибудь работу. В сирии мусульманки вышли на митинг с требованием освободить их мужей, братьев и отцов. является ли это свидетельством большего раскрепощения женщин или подобное явление в мусульманстве нормально? В современной форме продолжается уже лет сто). Женские демонстрации известны с древних времен. Женщины для выяснения важных вопросов вместе приходили еще к благословенному Пророку. Женские шествия регулярно проходят в Индии, Пакистане, Йемене, Бахрейне, Афганистане, и, конечно, Палестине. Сейчас получили распространение в Европе, и СНГ - Азербайджане, Узбекистане и Таджикистане. Египетскую революцию вместе делали женщины и мужчины). В этом плане мусульманская умма [сообщество верующих] очень активна. Меня это не может не радовать. Конечно, в России пройдет еще некоторое время, прежде чем мусульманки найдут способ выразить себя подобным образом. Насколько вообще реально быть мусульманкой и феминисткой? С разрешения мужаотца? Есть ли такие настроения в среде? Коран - это Священное Писание (как Тора и Евангелие - для нас святы все эти Писания!), и его положения не будут подвергнуты пересмотру вплоть до Судного Дня. Но чтобы судить о смысле написанного, необходим тафсир - толкование смыслов, и вот тут и кроется загвоздка. Раньше на тафсир имели право лишь ученые, имеющие высшее богословское образование, имеющие право быть кади - судьей. Чтобы получить такой уровень подготовки, требуется начинать учебу с трех, четырех лет, и беспрестанно готовиться вплоть до тридцати лет - изучать диалекты арабского, учить Коран наизусть, тренироваться в риторике, заниматься сравнительным богословием. Чтобы получить фетву - шариатское постановление о каком-либо вопросе - нужно было обращаться к авторитетному собранию ученых. Они могли достигнуть иджма - единогласия в решении вопроса, но если они его не достигали, то каждая трактовка признавалась правильной, и верующий имел возможность выбирать ту, которая кажется ему лично ближе. Тогда существование разногласий в бытовых условиях не считалось чем-то удивительным. Однако сегодня многие группы противоборствующих течений выносят друг другу даже обвинение в неверии - что категорически запрещено и выводит человека из Ислама. Но есть и очевидные айяты [айят - наименьший выделяемый фрагмент текста Корана, коранический "стих"] - о женщинах, о семье, об обязанностях в семье, и они не нуждаются в толковании, они просты. Обычно спор идет по другим вещам - по вопросам джихада, формам джихада, экономическим постулатам, формам выборов в правительство. По вопросу феминистских взглядов... Я приведу пример. Моя коллега Айджамал. Ей 38 лет. У нее пятеро детей, старшему 19. Она живет в двухкомнатной квартире с тремя детьми, мужем, и двумя племянницами мужа. Спит с мужем на кухне. Однажды она работала шесть месяцев подряд по 12 часов в сутки без выходных. Сейчас ее зарплата 8 000 рублей в месяц. Реализует ли она свое право на работу? Безусловно, да. Но чего она хочет? Реализовать свое исламское право на НЕработу, потому что валится с ног. Подавляющее большинство мусульманок находится точно в таком же положении, но есть и такие (многие жительницы Залива, например), которым все это не близко. Многие мусульманки-мигрантки просто боятся требовать равной оплаты труда, потому что эта жуткая, унижающая человеческое достоинство работы - все, что у них есть, то, что кормит их семью. И я не могу их осудить: зарплата их мужей ненамного выше, а дома не ждет вообще ничего, кроме еще нескольких голодных ртов. Или вот: в Йемене прошла демонстрация матерей в поддержку ранних браков. Звучит странно, но проблема вся в том, что в Йемене сильное численное превосходство мужчин над женщинами, и сильное напряжение в обществе по этому поводу. Выдавая замуж девочку лет девяти (чисто формально), матери создают ей статус «замужней», что защищает ее в значительной степени от сексуальной агрессии. Они дарят ей партнера по играм противоположного пола, вместе с которым они растут, и привыкают друг к другу (сейчас значительная разница в возрасте между женихом и невестой редко приветствуется, т.к. обычно молодые парни тоже уже могут обеспечить семью). Могут ли женщины Запада понять их? В обществе, где на 100 женщин приходится 326 мужчин (!), я даже не представляю, как выглядит жизнь. Это тот самый случай, когда из-за нехватки объективных знаний мы не можем выносить никакие суждения, а можем лишь сочувствовать. Есть ли такие трактовки, где женщина равна мужчине? Есть ли перспективы равенства в странах, в которых официальная религия ислам? Коран провозглашает равенство мужчин и женщин - начнем с того. И женщина, и мужчина будут спрошены за свои деяния, и по их результатам войдут в будущую жизнь. Но требования к женщине иные, ее права, обязанности и ответственность отличаются от мужских. Я сделала маленькую табличку, чтобы прояснить некоторые моменты.
Итак, мы видим, что некоторые трактовки очевидно покажутся феминисткам спорными, а некоторые вполне отвечают европейским понятиям о феминизме. Стоит особо отметить, что по Шариату, брак без брачного договора недействителен! И так с седьмого века. В брачном договоре и жена, и муж могут ставить практически любые условия друг другу, и нарушение этих условий способно автоматически расторгнуть брак. Вообще, брак в Исламе не считается нерасторжимым, созданным на небесах и т.д. Это - договор перед Богом двух людей, и, хотя расторжение этого договора не поощряется и осуждается, ни развод, ни вдовство (и даже многократное), не будут являться препятствием для заключения новых браков. Монашество в Исламе не одобряется. Что же касается равенства в исламских странах - я не могу сказать, что это и как это выглядит. То, что положения Корана неизменны, делает его ориентиром на десятилетия и века, и даже уже тысячелетия. Соответственно, большего равенства, чем гарантировано в Коране, шариат не допустит. Однако сейчас на Земле нет ни одного государства - ни одного! - в котором единственным законом являлся бы Шариат. И Саудовская Аравия не исключение, шариата там немного, зато полно локальных маразмов. Но перспективы есть, хорошие перспективы у Ирана, ОАЭ, Малайзии, неплохие у Пакистана, Египта, Палестины, Иордании… военная интервенция весьма затрудняет развитие не только тех стран, в которых проводится, но и соседних. Насколько толерантно мусульманское общество к немусульманам? Немусульмане для мусульман делятся на две большие группы: многобожники (язычники) и Люди Писания - иудеи, христиане и еще несколько монотеистических религий. Если религия монотеистична, она может быть отнесена ко второй группе. На представительницах монотеистичных религий можно жениться. Мусульманки могут выходить замуж только за мусульман - это связано с законами из таблички выше, т.к. немусульманин может не считать их обязательными для выполнения, или быть против воспитания детей в Исламе. Что касается толерантности - то все упирается в непреложный закон: мусульманин обязан хорошо относиться к соседу любой религии, до тех пор, пока тот не нападает на него или его семью, или других мусульман. «Хорошо» подразумевает - давать в долг и не настаивать на возврате в тяжелой ситуации, навещать при болезни, делиться едой, помогать по дому, защищать от воров и пожара и т.д. В общем, картина ясна - толерантность падает с каждым военным вмешательством, с каждым осквернением Корана, с каждым антиисламским законом. Большинство мусульман не знает о том, что Европа сегодня скорее атеистична, как и РФ, и нередко путают «формальных» христиан с настоящими христианами. В целом, к атеистам относятся значительно более негативно, чем к верующим любой религии. Наблюдается ли среди молодежи больший отход от строгих трактовок к более либеральным? Скорее наоборот, мне кажется. Одновременно развивается медийная кооперация, слияние фундаментализма и высоких технологий. Например, после получения социальных карт с отпечатками пальцев, отпадет всякая необходимость в открытии лица для идентификации, и многие фундаменталистки всячески ратуют за ускорение этого процесса. При этом, развитие идет следующим образом: общественное право приобретает более строгие черты, семейное - либеральные. Какое отношение в исламе к вопросу лгбт? Традиционно к лгб - негативное. Хотя к женским «шалостям» часто относятся, как бы сказать, глядя «сквозь пальцы». Демонстрация нетрадиционных сексуальных предпочтений категорически не приветствуется, точно, как и в нашей стране. За гомосексуализм в некоторых странах предусмотрена смертная казнь, хотя для доказательства факта гомосексуализма при отсутствии признания нужны четыре свидетеля непосредственно полового акта. То же относится и к казни за измену одного из супругов: при этом необходимо, чтобы соединение половых органов одновременно видели четыре дееспособных свидетеля-мужчины. Оральный секс изменой не считается. Трансгендеры считаются жертвами болезни, и вполне могут рассчитывать на обычное отношение, в ЖЖ есть одна девушка, меняющая сейчас пол на женский, даже замуж собиралась, вроде мусульманка. В исламских странах трансгендеры вполне могут сделать операцию по смене пола, после чего будут относиться к этому полу, и жить его жизнью. Есть ли в Москве мусульманские центры по поддержке нелегальных иммигрантов? (обучение русскому языку, помощь в трудоустройстве и легализации, поддержка) Участвуют ли в деятельности таких центров женщины? Именно для мигрантов - нет. Но будут, даст Бог. И женщины уже сейчас принимают самое деятельное участие в поддержке друг друга. Работу мне помогла найти сестра-мусульманка, которую я даже никогда в жизни не видела, мы общались только по Сети. Мы постоянно находимся в поисках сведений об Исламе, о своих правах в нем, о работе, о поддержке, о спортивных мероприятиях для женщин, для детей. Я бы даже сказала, что мусульманки больше активны в вопросах призыва и объединения, чем братья-мусульмане. В общем, в заключение, скажу, что мусульманки - это половина уммы, и они активны; появляются шейхи-уль-ислам, имам-хатыбы женщины, открываются женские медресе, развивается и весьма активно женский бизнес, но основная проблема, затрудняющая доступ ко всем этим благам - бедность. Запреты и абсурдные требования в некоторых регионах связаны с адатами, с традициями, но не с шариатом, а развитие шариатского законодательства в этих областях также затруднено из-за плохой связи с центрами исламского фикха (правоведения). Одновременно хочу добавить, что все больше появляется историй об отважных мусульманках, которые вместе с семьями отправляются ради просвещения сестер и братьев по вере в самые отдаленные уголки исламского мира. Они борются с калечением женских гениталий (не с обрезанием, а именно с калечением, это разные вещи), с договорными и эндогамными браками, с калымом (то есть, выплатой денег родителям невесты, а не ей самой), с принудительным затворничеством, с традицией «даури» и склонением к самосожжению, борются за доступность и одинаковую стоимость раздельного обучения, за получение прав, за доступность женского такси, за разрешение на обучение в хиджабе… Я горжусь такими сестрами по вере, и надеюсь и сама принести пользу умме, старательно изучаю исламское право и тонкости многих местных обычаев, стараюсь получить дополнительное широкое образование. Мир вам! |
||||||||
Обсудить в блоге автора | ||||||||