tt
bes oday
  Лучшее в блогах
Сюжеты Афиша
Посты дня Репортажи дня Тексты дня Видео дня Фото дня
Умерла Инна Чурикова
15.01 число просмотров 7105 число записей 5
 
Закон для негодяев
15.01 число просмотров 10338 число записей 4
 
Прощай, Макдональдс!
10.03 число просмотров 6288 число записей 3
 
Бедная Камила
12.02 число просмотров 5005 число записей 4
 
Чеченские угрозы
3.02 число просмотров 6224 число записей 10
 
все записи
Реклама
Ждите.
Самое читаемое
Большой человек
20.03 число просмотров 567 число записей 10
 
Теракт в "Крокус-Сити"
26.03 число просмотров 963 число записей 13
 
Смертная казнь
27.03 число просмотров 221 число записей 6
 
Прислать свою ссылку
все котики дня
Эксперимент в Москве будет проведен, хотя политики и эксперты против
Эксперимент в Москве будет проведен, хотя политики и эксперты против
На сегодняшнем круглом столе «Электронное голосование 2019 в Москве. Вызовы и угрозы» мне не дали слово. Хотя мое имя упоминали выступавшие Григорий Мельконьянц и Валентин Горбунов. Для меня не хватило времени. Впрочем, я чувствую, что мне и не планировали слово давать: меня посадили во второй ряд, а потом оказалось, что приоритет у тех, кто в первом ряду.
Но я понимаю, что если бы я очень рьяно требовал слова, мне бы дали (минуты две, которых мне явно не хватило бы). Так что приходится признаться: я не сильно рвался в выступающие. По ряду причин. Во-первых, почти все, о чем хотел сказать, другие уже сказали. Была, впрочем, одна тема, о которой никто не сказал, но не думаю, чтобы она кого-то сильно взволновала. И я видел, что сидевших в президиуме (Алексея Венедиктова, Валентина Горбунова, Николая Булаева и других) вся прозвучавшая критика не убеждает. Не убедила бы и моя. К тому же я заранее почти все написал – наверняка читали.
Во-вторых, простите за самомнение, но когда мне на таких мероприятиях не дают слова, у меня возникает соответствующее мнение о серьезности мероприятия. И потому желание выступать снижается.
Ну и в третьих, то, что не дали слово, дает моральное право написать все здесь. С учетом в том числе и заключительной речи ведущего Алексея Венедиктова – в очной дискуссии все равно никто бы мне комментировать заключительное слово не позволил. А так – есть надежда, что последнее слово будет за мной.
В целом круглый стол создал странное ощущение, хот такое явно не в первый раз. Почти все, выступавшие из зала (исключением, кажется, было лишь невнятное выступление Ильи Свиридова), были против эксперимента в его предложенном варианте. Но ведущего Алексея Венедиктова эти выступления не убедили и, вероятно, в принципе не могли убедить. Он говорил о том, что эксперимент все равно будет, и наша задача лишь в том, чтобы снизить риски.
Наверное, действительно, было глупо пытаться переубедить Алексея Алексеевича. Да, он был инициатором эксперимента, но теперь уже решает не он. А кто? Вот ключевой вопрос! Разумеется, так же ничего не решают сидевшие рядом с ним Валентин Горбунов и Николай Булаев. И Госдума, которая будет принимать соответствующий федеральный закон, тоже не то место, где принимаются решения. Кто же тот человек, который уже принял решение, или, может быть, еще не принял, но вот-вот примет? Я не знаю и подозреваю, что из участников обсуждения мало кто знает. Кириенко, Володин, Собянин, Ракова? Непонятно.
Алексей Алексеевич сказал, что предлагал идею эксперимента еще в августе. Тогда его послали. Тоже в общем-то характеризует стиль нашей власти. Послали, а втихую начали готовить. И в феврале как снег на голову… В августе-то это можно было и нужно было начинать обсуждать с экспертами. А теперь все обсуждения впустую.
Я бы на месте Венедиктова прямо сказал бы: теперь уже поздно, надо переносить на следующий год. Но я не Венедиктов, у меня другая фамилия.
Если бы мне дали слово, я бы, вероятно начал с вопроса: куда спешим? (Впрочем, такой вопрос коллеги тоже задавали)
За нами, что кто-то гонится? Или мы за кем-то гонимся? Хотим догнать и перегнать Эстонию? Утереть нос непокорным прибалтам?
Алексей Венедиктов сказал, что хочет, чтобы Москва всем утерла нос (в смысле, другим регионам). Меня поражает такое местничество. Мы, конечно, москвичи, но хочется думать и о России. Идеи Москворепа не вдохновляют.
Для меня очевидно, что телегу ставят впереди лошади. Звучит все примерно так: давайте поддержим эксперимент, а потом будем думать, как его провести. Можно, конечно, и так, только если дата эксперимента не определена. А мы говорим, что эксперимент будет проведен через полгода, но мы еще не продумали, как его проводить!
Нужна в первую очередь юридическая проработка, а затем техническая. А юридическая фактически еще и не начата. Внесенный в Госдуму законопроект – пустышка.
Валентин Горбунов предложил в председатели электронного УИК меня или Андрея Бузина. Что я могу сейчас ответить? Только одно: пока не буду знать правил, даже разговора быть не может.
А нам говорят: правил еще нет, но вы поддержите. Абсурд!
И не надо нас тешить иллюзиями, что мы будем участвовать в выработке этих правил. Я это хорошо почувствовал, будучи членом ЭКГ при председателе ЦИК. Сколько я бился за то, чтобы сведения о числе электоральных мигрантов публиковали в удобоваримом виде. И вроде бы говорили «да-да», но все равно трижды публиковали в таком издевательском виде, что требовалось еще несколько часов работы квалифицированных программистов, чтобы можно было эти данные использовать для контроля. На словах все за повышение доверия, а как доходит до дела…
Теперь еще один юридический момент – тот самый, о котором пока говорю только я. Выборы в Мосгордуму – очень неудачный объект для эксперимента. Если проводить его по всей Москве – это уже не эксперимент (в Москве жителей в несколько раз больше, чем в Эстонии). А если, как предполагается, в одном, двух или трех округах, то это, на мой взгляд, антиконституционно.
Ведь дистанционное голосование затрагивает избирательные права граждан. Это примерно как если бы в трех округах было досрочное голосование, а в 42-х его не было бы. Конституционный Суд уже как-то принимал решение, что на одних и тех же выборах во всех округах у избирателей должны быть равные права.
Вот думаю: скажи я это на круглом столе, кто-нибудь в президиуме моргнул бы глазом? Кого-нибудь из них интересует мнение Любарева о конституционности эксперимента? Не Зорькин, однако. Впрочем, если вдруг через пару лет Зорькин (то есть, извиняюсь, КС) скажет, что эксперимент не соответствовал Конституции, кого это тогда будет волновать? Дело сделано, и еще ни одни выборы не отменялись из-за решения КС.
Многие участники круглого стола говорили, что их беспокоят как обеспечение тайны голосования, так и соответствие официальных результатов реальному волеизъявлению избирателей. Тут айтишники пытались убедить, что все продумано. Может быть, это и так, только, как правильно отмечали их оппоненты, доверия нет.
Для меня же главная проблема в другом. Об этом тоже многие говорили – о давлении на избирателей, о подкупе. Но я бы заострил вопрос. Давление и подкуп у нас – злоупотребления распространенные. Но при традиционном голосовании у них есть сложности с контролем за волеизъявлением, без которого эти злоупотребления не эффективны. А дистанционное голосование (хоть почтовое, хоть электронное) открывает огромные возможности для контроля за волеизъявлением. И пока эти возможности не перекрыты, вводить такое голосование недопустимо.
А как их перекрыть? Айтишники немного говорили об ограничениях голосования с одного компьютера. Но их оппоненты парировали, что это все можно обойти. И у меня пока такое же впечатление. Вот это надо обсуждать, прежде чем решать вопрос о возможности и допустимости эксперимента.
А нас пытались увести в сторону. Мол, электронное голосование – дело добровольное. Насчет добровольности – большой вопрос (у нас административное рвение даже благое дело превращает в принудиловку). Но гражданам, которые не доверяют электронному голосованию, будет не все равно, если их голоса будут перекрыты голосами вброшенными или купленными.
Но я легко могу поверить, что в ходе эксперимента никаких злоупотреблений не будет. Потенциальным нарушителям они в этот момент не нужны.
Просто нужно быть очень наивным, чтобы думать, будто эксперимент позволит выявить все проблемы. Да, какие-то технические проблемы выявит. Но даже масштаб не позволит оценить. Вот ведь Николай Булаев же четко доложил, сколько было мобильных избирателей в 2017 году, а сколько стало через год. Совсем другой масштаб – и это вполне закономерно.
И если в ходе эксперимента мы не увидим злоупотреблений, это совсем не значит, что их не будет потом. КОИБы – яркий пример. Я еще давно писал: пока КОИБов мало, они будут работать честно; а когда они станут применяться в большом масштабе, может быть всякое. Теперь мы уже видим, что так и произошло.
Поэтому не надо обольщаться словом «эксперимент», а надо сразу закладывать барьеры для тех злоупотреблений, которые мы уже сейчас можем предвидеть.
Вывод простой, и об этом тоже говорили коллеги. Не надо проводить эксперимент в 2019 году. Не надо проводить эксперимент на выборах в Мосгордуму. Надо создать те самые две группы (юридическую и техническую) и проработать вопрос. И только когда вопрос будет проработан, принимать решение о том, где и когда проводить эксперимент. Возможно, на муниципальных выборах (скажем, в каком-нибудь наукограде). Возможно, на местном референдуме. А еще лучше (как предложила девушка, фамилию которой я не запомнил) – на опросе, результаты которого не имеют юридической силы, а носят консультационный характер.
В заключение тот же вопрос, что и в начале: куда спешим?
Обсудить в блоге автора

 

 
Я жива. Я дышу. Я выбралась из Крокуса
  
Я жива. Я дышу. Я выбралась из Крокуса Да, в списках я - Казинская Елена Алесандровна
 
Этот пост для тех, кто умеет системно думать, размышлять, критически мыслить
  
Этот пост для тех, кто умеет системно думать, размышлять, критически мыслить Какая цель была у терористов? Какие были требования? Ни один теракт не проходил без выдвижения требований и без цели.
 
Что-то у них не вяжется
  
Что-то у них не вяжется В моей голове не вяжутся две картинки: вечерняя от 22 марта и дневная от 23 марта
 
Смертная казнь - как отвлечение от проблем
  
Смертная казнь - как отвлечение от проблем Смертная казнь в недостроенном государстве может привести к ужасным последствиям
 
Вопросы без ответа:
  
Вопросы без ответа: Как шесть террористов могли якобы поместиться в Рено?
 
все записи

 
13 лет за мошенничество якобы за «блок на негатив»
  
13 лет за мошенничество якобы за «блок на негатив» Блок на негатив - тема, которой промышляли многие раскрученные каналы. Тут коса на камень нашла только потому, что были затронуты интересы очень крупного бизнесмена, если не сказать, олигарха? И это его люди порешали вопросики
 
"Мертвый ёжик", может быть, просто уснул
  
"Мертвый ёжик", может быть, просто уснул Если вы нашли "мертвого" ежа в холодные месяцы, не хороните его, не выбрасывайте в мусорное ведро...
 
Что не так с системой поддержки "единорогов"
  
Что не так с системой поддержки "единорогов" Я развёрнуто и на полном серьезе готов помочь всем интересующимся темой поддержки «единорогов» советом о том, что не так с нашими «единорогами». Совет можно получить по адресу г. Москва, Лефортовский Вал, д. 5 а/я 201, ФКУ СИЗО-2
 
Рост числа политзаключенных как новая проблема для ФСИН
  
Рост числа политзаключенных как новая проблема для ФСИН В силу специфики этой категории и роста её численности она становится уже не частной проблемой каждого СИЗО или ИК, а системной проблемой властей. То есть такой проблемой, на которую необходимо реагировать
 
Особенности предвыборного сезона 2023 в Москве
  
Особенности предвыборного сезона 2023 в Москве Небольшой аналитический доклад в четырёх частях о том, какие политические силы примут участие в выборах, какие у них сильные и слабые стороны
 
" Умер комментатор Василий Уткин. Сложный, понтовитый, с гонором и прекрасным русским языком. Он такой был один "
" Главный разведчик страны, глава СВР Нарышкин как-то хреново готов к допросам. Расколется на первом же. Больно смотреть "
" Нечастое зрелище подарили нам члены Совета безопасности РФ – круговая порука в прямом эфире. Завтра покажут художественное кино «Военторг наделяет международной правосубъектностью своих клиентов». "
" Посмотрела 1:16 из двух с лишним часов Don’t Look Up и должна сказать, что пока это самый страшный из всех фильмов ужасов, которые я видела в жизни. "
" Получение Нобелевской премии вносит Муратова в реестр иноагентов? "
" Этот арест ведь - открытое признание вины в попытке убийства. Неужто они сами не догоняют? Или нарочно? «Мы и убили-с». "
все записи
Как убежать из Северной Кореи
 
Как убежать из Северной Кореи Как жители КНДР перебираются в Китай и Южную Корею, кто эти люди, и на что они могут рассчитывать
Цена материнства: как рождение ребенка влияет на время, деньги и карьеру женщины
 
Цена материнства: как рождение ребенка влияет на время, деньги и карьеру женщины Цена материнства измеряется не только в деньгах, но и во времени, статусе, эмоциях, здоровье. Forbes Woman разбирается в экономике родительства
все записи
Арест адвокатов
Арест адвокатов
13 октября 2023 года Басманный суд арестовал трое защитников Алексея Навального — Вадима Кобзева, Алексея Липцера и Игоря Сергунина.
все записи
"Гардемарины, 1787. Мир"
"Гардемарины, 1787. Мир"
На экраны вышел фильм "Гардемарины, 1787. Мир", который уже назвали "государственной пропагандистской халтурой".
все записи
Умер Градский
Умер Градский
После перенесенного коронавируса и инсульта скончался Александр Градский. Блогеры рассказывают истории знакомства и дружбы с ним.
все записи
Русский Нобель
Русский Нобель
Нобелевскую премию мира 2021 года получили журналисты - главный редактор российской "Новой газеты" Дмитрий Муратов и основательница филиппинского издания Rappler Мария Ресса за их "усилия по защите свободы слова и самовыражения, что является основополагающим условием для демократии и прочного мира". Итоги премии раскололи российских блогеров.
все записи
"Сфумато"
"Сфумато"
Вышел из печати роман Алексея Федярова "Сфумато" - антиутопия, в которой описываются события, происходящие на территории нынешней России в 2025 году. Книга полна мрачных прогнозов и узнаваемых персонажей.
все записи
BestToday
АПН Северо-Запад Новая газета
Правда Беслана Election2012