Тоффлер умер. Новость прошла почти не замеченной у нас (Медуза написала только) , а между тем этот философ сыграл важную роль в истории СССР и постсоветских стран. Расскажу, как я об этом узнал.
В конце 1998 года я иницировал создание «комитета по встрече третьего тысячелетия». Ну типа надо и можно под видом миллениума сделать много важных и полезных дел. Ну и на время стать управляющими времени. Пошел с этой идеей по друзьям-товарищам. В результате организовались: я, Парфенов, Эрнст, Павловский, Чернышев, Милюков, Бендукидзе, Караганов.
И вдруг получаю письмо от Чингиза Айтматова, который к тому времени посол в Бенилюксе то ли от Киргизии толи от Казахстана. Мол так и так, в 1983 году такой комитет уже был создан и у него есть материалы, если меня интересуют.
Конечно интересуют. Чингиз Айтматов прилетает в Москву и мы у него на даче два дня разбираем мешок (буквально) писем с предложениями людей – как встретить третье тысячелетие и документов с подписями Андропова о сохдании города Солнца. (Потом Павловский говорил, что уже рылся в мешках писем в Комсомольскую Правду создавая гражданский форум, ну это я так, чтоб было понятно как все связанно). Подружились. Я к нему потом на день рожденья летал. В Юнеско вместе выступали. Мы его в комитет конечно включили.
Через неделю отец звонит и говорит: Горбачев хочет срочно встретиться. Встречаемся. Ну и Михаил Сергеевич осторожно так, а тебя кто в этот комитет по встрече тысячелетия назначил ? Никто, говорю. Сами придумали сами себя и назначили. После пары наводящих вопросов он мне таки поверил, расслабился и рассказал как с этого комитета началась перестройка.
Как было дело. Чингиз Айтматов решил получить Нобелевскую премию )) Как писатель думал, не получится, хотел премию Мира. И для того, что бы его лучше узнали придумал собрать Иссыкульский Форум, в противовес Римскому клубу из левых интеллектуалов.
Убедил Андропова что всего 17 лет до 2000-го года, надо срочно решать – как встречать, времени практически нет. Ну и пока все это организовывали – Горбачев на месте Андропова. Автоматически становится председателем комитета по встрече третьего тысячелетия.
После Иссыкульского форума все участники на обратном пути встречаются с Горбачевым. А Тофлер тогда писал свою книгу «метаморфозы власти» и начал выстпрашивать у нашего – как он принимает те или иные решения.
А Горбачев ему и говорит – оставайтесь. Будете в секретариате сидеть и все наблюдать. Тофлер согласился. Днем в секретариате возился с бумагами, а вечером они с Горбачевым рассуждали о капитализме и социализме, востоке и западе. Короче – «социализм с человеческим лицом» это Тофлер ему подсказал. Запустить «гласность» как механизм подготовки общества к новым временам – идея Тофлера.
Твой отец тоже повлиял, говорит мне Горбачев, но Тофлер конкретно в эти три дня себя всего в меня внедрил.
Потом мы с Горбачевым и Чингизом Айтматовым полетели в Париж и повыпивший Михаил Сергеевич говорит Марат, бросай этот комитет. Или лучше оставайся, но саботируй, чтоб никак встретили. Рискованное это дело. Так и получилось. Меня начали оттеснять и в конце концов комитет получил кабинет в администрации президента и на этом его работа завершилась.
такие дела |