tt
bes oday
  Лучшее в блогах
Сюжеты Афиша
Посты дня Репортажи дня Тексты дня Видео дня Фото дня
Смертная казнь
27.03 число просмотров 2108 число записей 6
 
Большой человек
20.03 число просмотров 2886 число записей 10
 
"Гардемарины, 1787. Мир"
8.11 число просмотров 4448 число записей 6
 
Умерла Инна Чурикова
15.01 число просмотров 8598 число записей 5
 
Закон для негодяев
15.01 число просмотров 11838 число записей 4
 
все записи
Реклама
Подождите.
Самое читаемое
Прислать свою ссылку
все котики дня
Три месяца назад я решил выяснить судьбу своего прадеда
Три месяца назад я решил выяснить судьбу своего прадеда число просмотров
Oleg Kozlovsky
 

Три месяца назад я решил выяснить судьбу своего прадеда — Станислава Антоновича Козловского. Я не знал о нем практически ничего кроме смутных семейных слухов. Якобы тот исчез где-то в конце 1930-х и больше его не видели. Эта тема была негласным табу, причем не только все советское время, но и какое-то время после. Никто, знавший его, до наших дней не дожил. Меня терзало любопытство и какое-то чувство стыда, будто я сам, не пытаясь ничего узнать, стал участником этого заговора молчания. А тут я прочитал историю Дениса Карагодина, поговорил с Sergey Gulyaev, изучавшим дело своего деда, и решил действовать. Все оказалось не так уж сложно.

Еще какое-то время назад в базе Мемориала по жертвам репрессий я нашел упоминание об аресте в Москве человека с такими ФИО и вроде бы знакомым адресом. Никакой другой информации кроме года рождения обнаружить не удалось. В начале декабря я отправил по электронной почте в архив ФСБ запрос копии дела, указав известную мне информацию. Уже через пару недель из ФСБ ответили, что следственного дела у них нет, но при этом дали номер дела и переслали запрос в Госархив. Оттуда мне вскоре позвонили сами и предложили после новогодних праздников прийти ознакомиться с делом. Я так и поступил.

Дело моего прадеда оказалось достаточно типичным для своей эпохи и одновременно необычным. Хотя, наверное, так можно сказать о любом деле. В феврале 1938 года Станислава Антоновича Козловского, работавшего руководителем среднего звена в НИОПИК, арестовали. Причин с точки зрения НКВД было достаточно: в 1927 году его уже судили за контрреволюционную деятельность (тогда он отсидел два года), отец был царским офицером, мать — дворянкой. Но главное — польская фамилия, а это ведь был период борьбы с «польской агентурой», которую выявляли буквально по всей стране. Правда, прадед был родом из Могилева и называл себя белорусом, но кого это волнует? Наконец, незадолго до того был арестован и расстрелян директор НИОПИКа Мкартич Галустян. Так что неудивительно, что на первом же допросе, состоявшемся через месяц после ареста, от Станислава Козловского требовали признаться в шпионаже на Польшу — и почему-то одновременно на Германию.

И он признался.

Сказал, что был завербован Галустяном и по его указанию вредил, как мог, советской власти: заказывал за рубежом дорогое оборудование, но не передавал его в работу, а держал на складе. Кроме того, например, прадед якобы информировал Германию и Польшу «о политическом настроении инженерно-технического персонала» на заводе «Революционер», производившем эмалированные котлы. Читать эти абсурдные признания, тем более данные на первом же допросе, тяжело. Но конечно, я не знаю, что происходило в течение месяца с ареста до этого допроса, и осуждать прадеда не могу, тем более что он никого не «заложил».

Как ни странно, это еще не конец. По какой-то причине Станислава Козловского не расстреляли вскоре после признания, как было принято тогда. До ноября 1938 года в деле нет ни одной бумаги. А потом появляется новый протокол, на котором он отказывается от всех признательных показаний. Несколько повторных допросов, где следователь требовал признаться во вредительстве, результата не дали. Следствию пришлось срочно искать еще что-то.

И они нашли. Два сотрудника НИОПИК — их фамилии Новиков и Гусев — дают идентичные показания о том, что Станислав Козловский «замораживал» (т.е. задерживал) на складе ценное иностранное оборудование и тем вредил советской экономике. Появляется также характеристика от директора НИОПИК Слободского с комичной фразой: «В работе Козловского наблюдалась неорганизованность и бессистемность, но, имея, видимо, большое знакомство ему удалось, как снабженцу, выполнять порученное дело» (грамматика сохранена). Дело готово, его только переквалифицируют со шпионажа (ст. 58 ч. 6 УК) на вредительскую деятельность (ст. 58 ч. 7) и передают в прокуратуру на утверждение.

Тут происходит удивительное: прокуратура возвращает дело на доследование. Причина: не установлен размер ущерба,не выяснены «все обстоятельства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого». Прямо какая-то фронда засела в прокуратуре СССР! Впрочем, все может объясняться тем, что в ноябре 1938 снят Ежов, и никто не хотел делить с ним ответственность за «отдельные перегибы на местах».

По требованию прокуратуры следствие создает комиссия из сотрудников НИОПИКа для определения размера нанесенного ущерба. И здесь ждет еще одна неожиданность. Комиссия в своем заключении «не находит данных для обвинения [Станислава Козловского] в нанесении ущерба институту и государству».

Дело опять разваливается, но его не закрывают. Ущерба нет, у потерпевшего претензий нет, но человек сидит. Где-то еще мы такое видели, а?

Тем не менее, следствию нужно придумать что-то новое. В какой-то момент прадеда пытаются обвинить в антисоветской пропаганде. Но его сокамерник, бежавший из Германии еврей Гильде, отказывается дать показания на Козловского. Время идет, уже лето 1939 года, а в чем виноват обвиняемый, до сих пор не ясно.

Наконец очередной следователь (его фамилия Андреев) находит простое, но эффективное решение. Два полуграмотных рабочих какого-то химкомбината в Донецкой (тогда Сталинской) области — Петр Яновский и Иван Вагин — дают одинаковые показания: якобы в 1934 году, посещая их завод, Козловский просил их нарисовать схему комбината.

Обвинение опять переквалифицируют — с вредительства обратно на шпионаж — и повторно предъявляют Станиславу Козловскому. Он отрицает свою вину, да и доказательства даже по сталинским меркам сомнительные, но это не беда. Дело не решаются отправить в суд, а передают в Особое совещание НКВД — внесудебный орган, выносивший решения, как правило, практически без рассмотрения, списками и заочно.

В январе 1940 года ОСО приговаривает Станислава Антоновича Козловского к 5 годам лагерей за шпионаж. Его отправляют в Северураллаг в Свердловскую область, где 10 марта 1942 года он умирает, не дожив год до освобождения. В 1989 году прокуратура СССР признает моего прадеда подлежащим реабилитации.

Для чего я это все написал? Во-первых, конечно, я в каком-то смысле возвращаю в мир человека, несправедливо «изъятого» и забытого даже самыми своими близкими. Парадокс, но если бы не это уголовное дело, возможно, я бы так ничего и не знал о своем прадеде (как не знаю увы о других). Мы в своей жизни оставляем не так много долговечных следов: память стирается, документы и фотографии теряются, редко кто пишет и хранит дневники, немногие попадают в газеты. И следственное дело в стране с такой трагической судьбой, как наша, может стать единственным напоминанием о человеке.

Во-вторых, когда читаешь о чужих судьбах в книгах, энциклопедиях или даже в соцсетях, воспринимаешь это просто как урок истории. Когда же держишь в руках полуразвалившуюся папку с оригинальными документами, подписями, фотографиями твоего родственника (пусть даже никогда его в глаза не видел), понимаешь реальность всего этого ужаса. Ни один музей, а их я посетил много, не произвел на меня такого впечатления, как эти пожелтевшие листы на бланках НКВД СССР. Я и так никогда не симпатизировал Сталину и вообще советскому государству, но все равно могу сказать, что мое отношение к ним и к их сторонникам изменилось навсегда. Коммунизм должен быть официально осужден, памятники тиранам и палачам снесены, их имена должны занять достойное место в одном ряду с их германскими современниками.

В-третьих, хотя история эта трагическая, она дала и повод для оптимизма. Четыре человека дали лживые показания против моего прадеда, которые в итоге стоили ему жизни. Но были и другие: коллеги, решившиеся пойти наперекор следствию и отказавшиеся поддержать обвинение против бывшего сотрудника; друзья и знакомые, не побоявшиеся прийти к следователю и заступиться за Козловского; сокамерник, ожидавший собственный приговор от ОСО НКВД, но не ставший помогать НКВДшникамм в фабрикации обвинения. Даже в худшие годы сталинизма искра человечности продолжала жить во многих. Значит, и для нас не все потеряно.

https://medium.com/@kozlovsky/stanislav-kozlovsky-1386a9892b

Фото Олега Козловского.

Фото Олега Козловского.

Фото Олега Козловского.

Фото Олега Козловского.

 

 
Обсудить в блоге автора
 

«Международный опыт — это зло, будем как в СССР»
  
«Международный опыт — это зло, будем как в СССР» «Инклюзия — это провал, давайте вернём спецшколы!» - это самый нежный из месседжей и доклада, и самой конференции, сразу отличавшейся своей грандиозностью
 
Психические проблемы Трампа
  
Психические проблемы Трампа Трудности с публичными выступлениями у Трампа - это один из признаков старческой деменции (или сенильного психоза)
 
Что я думаю про постоянное усложнение программы ЕГЭ
  
Что я думаю про постоянное усложнение программы ЕГЭ А что делать Марьванне из какого-то крохотного провинциального города, дай бог окончившей педколледж? Как она должна постоянно подстраиваться под новые требования?
 
Новая схема разводки по телефону (эти гады уже научились вычислять детей)
  
Новая схема разводки по телефону (эти гады уже научились вычислять детей) А "оператор" в это время терял терпение и уже чуть не кричал: "Да диктуйте же вы уже код, пока ещё можно!.."
 
Посмотрела серию «Первого номера»
  
Посмотрела серию «Первого номера» Кроме гомофобных шуток, которые оттого, что они гомофобные с фигой в кармане лучше не становятся, там еще имеется отвратительный лживый ворюга-начальник, которого зовут Иосиф!
 
все записи
13 лет за мошенничество якобы за «блок на негатив»
  
13 лет за мошенничество якобы за «блок на негатив» Блок на негатив - тема, которой промышляли многие раскрученные каналы. Тут коса на камень нашла только потому, что были затронуты интересы очень крупного бизнесмена, если не сказать, олигарха? И это его люди порешали вопросики
 
"Мертвый ёжик", может быть, просто уснул
  
"Мертвый ёжик", может быть, просто уснул Если вы нашли "мертвого" ежа в холодные месяцы, не хороните его, не выбрасывайте в мусорное ведро...
 
Что не так с системой поддержки "единорогов"
  
Что не так с системой поддержки "единорогов" Я развёрнуто и на полном серьезе готов помочь всем интересующимся темой поддержки «единорогов» советом о том, что не так с нашими «единорогами». Совет можно получить по адресу г. Москва, Лефортовский Вал, д. 5 а/я 201, ФКУ СИЗО-2
 
Рост числа политзаключенных как новая проблема для ФСИН
  
Рост числа политзаключенных как новая проблема для ФСИН В силу специфики этой категории и роста её численности она становится уже не частной проблемой каждого СИЗО или ИК, а системной проблемой властей. То есть такой проблемой, на которую необходимо реагировать
 
Особенности предвыборного сезона 2023 в Москве
  
Особенности предвыборного сезона 2023 в Москве Небольшой аналитический доклад в четырёх частях о том, какие политические силы примут участие в выборах, какие у них сильные и слабые стороны
 
" Героизм - это прямое свидетельство развала управления, неспособного к стандартным мероприятиям, и прикрывающего героизмом людей свою неспособность к чему угодно. "
" Умер комментатор Василий Уткин. Сложный, понтовитый, с гонором и прекрасным русским языком. Он такой был один "
" Главный разведчик страны, глава СВР Нарышкин как-то хреново готов к допросам. Расколется на первом же. Больно смотреть "
" Нечастое зрелище подарили нам члены Совета безопасности РФ – круговая порука в прямом эфире. Завтра покажут художественное кино «Военторг наделяет международной правосубъектностью своих клиентов». "
" Посмотрела 1:16 из двух с лишним часов Don’t Look Up и должна сказать, что пока это самый страшный из всех фильмов ужасов, которые я видела в жизни. "
" Получение Нобелевской премии вносит Муратова в реестр иноагентов? "
все записи
Данилов-Данильян — РБК: «Это сломает всю пляжную инфраструктуру»
 
Данилов-Данильян — РБК: «Это сломает всю пляжную инфраструктуру» Неделю кроме волонтеров, появившихся буквально на третий день, там никого не было. Неделю вообще там не просыпался никто, ни в администрации Краснодарского края, ни в МЧС. Это удивительно.
Как убежать из Северной Кореи
 
Как убежать из Северной Кореи Как жители КНДР перебираются в Китай и Южную Корею, кто эти люди, и на что они могут рассчитывать
все записи
Теракт в "Крокус-Сити"
Теракт в "Крокус-Сити"
Вооруженные люди напали на зрителей концертного зала"Крокус Сити Холл" в Москве. В результате огнестрельных ранений и пожар погибло более 100 человек, сотни пострадали.
все записи
"Гардемарины, 1787. Мир"
"Гардемарины, 1787. Мир"
На экраны вышел фильм "Гардемарины, 1787. Мир", который уже назвали "государственной пропагандистской халтурой".
все записи
Умер Градский
Умер Градский
После перенесенного коронавируса и инсульта скончался Александр Градский. Блогеры рассказывают истории знакомства и дружбы с ним.
все записи
Русский Нобель
Русский Нобель
Нобелевскую премию мира 2021 года получили журналисты - главный редактор российской "Новой газеты" Дмитрий Муратов и основательница филиппинского издания Rappler Мария Ресса за их "усилия по защите свободы слова и самовыражения, что является основополагающим условием для демократии и прочного мира". Итоги премии раскололи российских блогеров.
все записи
"Сфумато"
"Сфумато"
Вышел из печати роман Алексея Федярова "Сфумато" - антиутопия, в которой описываются события, происходящие на территории нынешней России в 2025 году. Книга полна мрачных прогнозов и узнаваемых персонажей.
все записи
BestToday
АПН Северо-Запад Новая газета
Правда Беслана Election2012