Была на открытии выставки Павленского в Праге. Потрясена | ||||
![]() |
4.07 11:26 | ![]() |
3194 | |
Maria Sereda | ||||
Была в пятницу на открытии выставки Петра Павленского в Праге. Потрясена совершенно, написала много букв. Поспорьте со мной об этом. Огромное впечатление произвели и выставка, и сам Павленский, с которым была долгая дискуссия. Я не знала, что он так пронзительно и холодно умён. От художника ожидаешь эмоции и порыва, а тут — ни того, ни другого. Но, если вдуматься — искусство Павленского вовсе не про чувственное. Его истоки — не в эмоциональной сфере, а в моральной. Это философский трактат, выраженный через перфоманс. Его акции лаконичны, как афоризмы. И порыва в них нет вовсе, а есть интеллектуальный расчёт. Павленский — если не как личность, то как герой своих произведений — одиночка. Это важно, потому что искусство Павленского — не о гражданском сопротивлении и режиму (для которого нужно не обособляться, а объединяться), а о личном сопротивлении лжи. Личное сопротивление — это битва, которую ты всегда ведёшь в одиночку. Никто и никогда тебе не поможет. Искусство Павленского — о сопротивлении лжи. Вот про это я думала весь вчерашний день. Сопротивление лжи — очень непростая вещь. Ложь ведь — это не просто ряд неверных данных. Это сложный социальный контракт, неосознанно заключенный: я притворяюсь, что не вижу, что ты притворяешься, будто не видишь, что я притворяюсь. Этот контракт сам по себе не зло. Например, я делаю вид, что мне не больно, и ты видишь, что я притворяюсь, но ведёшь себя так, как будто поверил — мы набрасываем друг на друга покрывала лжи, и это позволяет нам расстаться друзьями. Но у этих покрывал есть собственная жизнь и собственная сила — и однажды создав его, так просто его уже не скинуть. Символизм колючей проволоки, прибитой к мостовой мошонки, горящих покрышек — вторичны. Они всего лишь помещают акт борьбы с ложью в понятный нам контекст. Эта борьба имеет смысл всегда и везде, независимо от контекста. Она, возможно, вечна. Я не замечала раньше этой очевидной черты всех акций Павленского — они аккуратно и просто спланированы таким образом, чтобы органы власти как можно дольше были вынуждены взаимодействовать с обнажающей их ситуацией. Это, в сущности, приём из репертуара уличного цирка, в котором зрители (иногда невольно) становятся частью представления. В данном случае участниками перфоманса, в результате спокойного и грамотного расчёта, становятся представители власти. Павленский, прибивший мошонку к мостовой, спокойно сидит и ждёт, пока власть начнёт на него реагировать, сыграв вместе с ним и для него весь этот политический спектакль. Восхитительно, что власть не может не реагировать. Совсем никак не может. Голый художник посреди Красной площади — это политическая акция. Голый художник посреди Красной площади, накрытый белой тряпочкой — это политическая акция. Мент, объясняющий по телефону, что ему нужно отковырять голого художника от красной площади — это политическая акция. Судебный процесс над художником, прибившим себя за яйца к Красной площади — это политическая акция. Психиатрический диагноз, вынесенный пронзительно вменяемому, четко мыслящему художнику — это политическая акция. Во время набивших уже аскомину разговоров о противодействию путинской пропаганде я прихожу всё к одной и той же мысли — это проблема гораздо большего, нероссийского масштаба. Режим нашёл простой способ борьбы с правдой: забросать человека таким количеством интерпретаций реальности, что для нахождения истины будет необходимо слишком много ресурсов. (Это, кстати, тоже тот случай, когда с ложью нельзя бороться предъявлением правды, так как правда становится всего лишь еще одной версией, перегружающей пропускную способность человека). Это проблема не путинской России, это новый вызов человечеству, потому что, в сущности, таким образом можно парализовать любое свободное информационное поле. И я всё думаю, что системное решение этой проблемы кроется не в усилении позиции «хороших» СМИ. Человечество может справиться с этим, только получив какой-то совершенно новый механизм противодействия лжи, не построенный на её непосредственном отрицании. Любопытно ещё, что рядом с выставкой Павленского открывалась в пятницу не менее интересная, но гораздо более понятная для меня, выставка Виктории Ломаско о протестных движениях 2011-2015 года. Очень заметный контраст. У Ломаско объединение — у Павленского концептуальное одиночество. У Ломаско «простые люди», у Павленского — образ сверхчеловека. У Ломаско в каждой работе сквозит феминистская идея — а творчество Павленского представляет собой, в сущности, сериал о приключениях неплохо сложенного мачо. Тем не менее, я не вижу между ними сущностного противоречия. Это две выставки о двух совершенно разных линиях фронта на одной и той же войне. Есть борьба, которую ведёт общество против режима несвободы и несправедливости, и есть борьба, которую человек сам, и всегда в одиночку, ведёт со своей личной несвободой. Эти битвы разные, потому что можно жить, закутавшись в покрывало лжи, даже в самой свободной стране на свете. А можно быть свободным — как Павленский — в прогнившем до основания режиме. Эти битвы разные, и опираются на разные силы. В одной нужна солидарность, в другой — смелость, чтобы выйти к врагу один на один. В одной важна доброта и сострадание, в другой — способность отрезать себе мочку уха. Я очень плохо знакома с современным политическим искусством, и не могу сказать, насколько Павленский вторичен. Может быть, такие есть ещё, но я не слышала. Акция Pussy Riot в ХХС имела похожий эффект — но, кажется, многое там было найдено случайно. Никто не знал в момент ареста участниц, что акция на этом не закончилась, а только начинается, и что действующими лицами в ней становятся и российские власти, и церковь, и международное сообщество. По крайней мере, ранние авторские комментарии к акции были совсем не об этом. Павленский же осознанно делает то, что у PR получилось, похоже, интуитивно. Интересно, что и власть из опыта с Pussy Riot сделала определённые выводы. По крайней мере, я не могу найти другого объяснения тому, что Пётр сейчас на свободе. Ужасно обидно, что я такой нищеброд в смысле философии, культурологии и политологии. Ничего этого я никогда толком не изучала. Наверняка ведь всё это уже было сто раз кем-то до меня подумано, и вписывается в какие-нибудь очень интересные контексты. Поспорьте со мной об этом. |
||||
Обсудить в блоге автора | ||||