tt
bes oday
  Лучшее в блогах
Сюжеты Афиша
Посты дня Репортажи дня Тексты дня Видео дня Фото дня
Смертная казнь
27.03 число просмотров 2137 число записей 6
 
Большой человек
20.03 число просмотров 2917 число записей 10
 
"Гардемарины, 1787. Мир"
8.11 число просмотров 4478 число записей 6
 
Умерла Инна Чурикова
15.01 число просмотров 8622 число записей 5
 
Закон для негодяев
15.01 число просмотров 11861 число записей 4
 
все записи
Реклама
Подождите.
Самое читаемое
Прислать свою ссылку
все котики дня
Была на открытии выставки Павленского в Праге. Потрясена
Была на открытии выставки Павленского в Праге. Потрясена число просмотров
Maria Sereda
 

Была в пятницу на открытии выставки Петра Павленского в Праге. Потрясена совершенно, написала много букв. Поспорьте со мной об этом.

Огромное впечатление произвели и выставка, и сам Павленский, с которым была долгая дискуссия. Я не знала, что он так пронзительно и холодно умён. От художника ожидаешь эмоции и порыва, а тут — ни того, ни другого. Но, если вдуматься — искусство Павленского вовсе не про чувственное. Его истоки — не в эмоциональной сфере, а в моральной. Это философский трактат, выраженный через перфоманс. Его акции лаконичны, как афоризмы. И порыва в них нет вовсе, а есть интеллектуальный расчёт.

Павленский — если не как личность, то как герой своих произведений — одиночка. Это важно, потому что искусство Павленского — не о гражданском сопротивлении и режиму (для которого нужно не обособляться, а объединяться), а о личном сопротивлении лжи. Личное сопротивление — это битва, которую ты всегда ведёшь в одиночку. Никто и никогда тебе не поможет.

Искусство Павленского — о сопротивлении лжи. Вот про это я думала весь вчерашний день. Сопротивление лжи — очень непростая вещь. Ложь ведь — это не просто ряд неверных данных. Это сложный социальный контракт, неосознанно заключенный: я притворяюсь, что не вижу, что ты притворяешься, будто не видишь, что я притворяюсь. Этот контракт сам по себе не зло. Например, я делаю вид, что мне не больно, и ты видишь, что я притворяюсь, но ведёшь себя так, как будто поверил — мы набрасываем друг на друга покрывала лжи, и это позволяет нам расстаться друзьями. Но у этих покрывал есть собственная жизнь и собственная сила — и однажды создав его, так просто его уже не скинуть.
Поэтому сопротивление лжи не сводится к предъявлению правды. Если бы это было так, то коррупционные скандалы не оставили бы камня на камне от режима. Но если покрывало сдвинуть в сторону, люди натянут его на себя сами. Вот мы видим, что он украл, но он делает вид, что не крал, а мы ему не верим, но делаем вид, что верим, и он делает вид, что верит, что мы верим. И всё, мы снова закутались в покрывало и сидим в духоте.
Поэтому борьба с ложью требует особого внутреннего рывка, странного рывка, странным образом связанного с фактурой лжи. Этот рывок, в сущности, происходит в том же месте, где плетётся ложь (Красная Площадь, Лубянка, ХХС), но не построен на отрицании фактуры лжи. Его суть в том, чтобы совершить поступок, не сдвигающий покрывало в сторону — а разрывающий саму его ткань. Обнажающий тех, кто принимает в нём участие. Мент, разрезающий пассатижами колючую проволоку, опутавшую обнаженное тело художника, так же наг, как и сам художник. Ему странно и страшно. Или, как минимум — зрителю странно и страшно представлять себя на его месте. В шипах колючей проволоки, врезающейся в нагое тело, есть какая-то страшная, фактурная, первобытная правда. Это ведь острая железка, пронзающая кожу. Чтобы её сломать, не хватит силы пальцев, поэтому нужны пассатижи. Можно принести тряпочку, чтобы накрыть это тело, спрятать его от посторонних глаз — но тело от этого не исчезнет. Как не исчезает правда, накрытая покрывалом лжи.

Символизм колючей проволоки, прибитой к мостовой мошонки, горящих покрышек — вторичны. Они всего лишь помещают акт борьбы с ложью в понятный нам контекст. Эта борьба имеет смысл всегда и везде, независимо от контекста. Она, возможно, вечна.

Я не замечала раньше этой очевидной черты всех акций Павленского — они аккуратно и просто спланированы таким образом, чтобы органы власти как можно дольше были вынуждены взаимодействовать с обнажающей их ситуацией. Это, в сущности, приём из репертуара уличного цирка, в котором зрители (иногда невольно) становятся частью представления. В данном случае участниками перфоманса, в результате спокойного и грамотного расчёта, становятся представители власти. Павленский, прибивший мошонку к мостовой, спокойно сидит и ждёт, пока власть начнёт на него реагировать, сыграв вместе с ним и для него весь этот политический спектакль. Восхитительно, что власть не может не реагировать. Совсем никак не может.

Голый художник посреди Красной площади — это политическая акция.

Голый художник посреди Красной площади, накрытый белой тряпочкой — это политическая акция.

Мент, объясняющий по телефону, что ему нужно отковырять голого художника от красной площади — это политическая акция.

Судебный процесс над художником, прибившим себя за яйца к Красной площади — это политическая акция.

Психиатрический диагноз, вынесенный пронзительно вменяемому, четко мыслящему художнику — это политическая акция.

Во время набивших уже аскомину разговоров о противодействию путинской пропаганде я прихожу всё к одной и той же мысли — это проблема гораздо большего, нероссийского масштаба. Режим нашёл простой способ борьбы с правдой: забросать человека таким количеством интерпретаций реальности, что для нахождения истины будет необходимо слишком много ресурсов. (Это, кстати, тоже тот случай, когда с ложью нельзя бороться предъявлением правды, так как правда становится всего лишь еще одной версией, перегружающей пропускную способность человека). Это проблема не путинской России, это новый вызов человечеству, потому что, в сущности, таким образом можно парализовать любое свободное информационное поле. И я всё думаю, что системное решение этой проблемы кроется не в усилении позиции «хороших» СМИ. Человечество может справиться с этим, только получив какой-то совершенно новый механизм противодействия лжи, не построенный на её непосредственном отрицании.
И вот, может быть, искусство Павленского — это зарождение такого механизма.

Любопытно ещё, что рядом с выставкой Павленского открывалась в пятницу не менее интересная, но гораздо более понятная для меня, выставка Виктории Ломаско о протестных движениях 2011-2015 года. Очень заметный контраст. У Ломаско объединение — у Павленского концептуальное одиночество. У Ломаско «простые люди», у Павленского — образ сверхчеловека. У Ломаско в каждой работе сквозит феминистская идея — а творчество Павленского представляет собой, в сущности, сериал о приключениях неплохо сложенного мачо.

Тем не менее, я не вижу между ними сущностного противоречия. Это две выставки о двух совершенно разных линиях фронта на одной и той же войне. Есть борьба, которую ведёт общество против режима несвободы и несправедливости, и есть борьба, которую человек сам, и всегда в одиночку, ведёт со своей личной несвободой. Эти битвы разные, потому что можно жить, закутавшись в покрывало лжи, даже в самой свободной стране на свете. А можно быть свободным — как Павленский — в прогнившем до основания режиме. Эти битвы разные, и опираются на разные силы. В одной нужна солидарность, в другой — смелость, чтобы выйти к врагу один на один. В одной важна доброта и сострадание, в другой — способность отрезать себе мочку уха.

Я очень плохо знакома с современным политическим искусством, и не могу сказать, насколько Павленский вторичен. Может быть, такие есть ещё, но я не слышала. Акция Pussy Riot в ХХС имела похожий эффект — но, кажется, многое там было найдено случайно. Никто не знал в момент ареста участниц, что акция на этом не закончилась, а только начинается, и что действующими лицами в ней становятся и российские власти, и церковь, и международное сообщество. По крайней мере, ранние авторские комментарии к акции были совсем не об этом. Павленский же осознанно делает то, что у PR получилось, похоже, интуитивно.

Интересно, что и власть из опыта с Pussy Riot сделала определённые выводы. По крайней мере, я не могу найти другого объяснения тому, что Пётр сейчас на свободе.

Ужасно обидно, что я такой нищеброд в смысле философии, культурологии и политологии. Ничего этого я никогда толком не изучала. Наверняка ведь всё это уже было сто раз кем-то до меня подумано, и вписывается в какие-нибудь очень интересные контексты.

Поспорьте со мной об этом.





 
Обсудить в блоге автора
 

«Международный опыт — это зло, будем как в СССР»
  
«Международный опыт — это зло, будем как в СССР» «Инклюзия — это провал, давайте вернём спецшколы!» - это самый нежный из месседжей и доклада, и самой конференции, сразу отличавшейся своей грандиозностью
 
Психические проблемы Трампа
  
Психические проблемы Трампа Трудности с публичными выступлениями у Трампа - это один из признаков старческой деменции (или сенильного психоза)
 
Что я думаю про постоянное усложнение программы ЕГЭ
  
Что я думаю про постоянное усложнение программы ЕГЭ А что делать Марьванне из какого-то крохотного провинциального города, дай бог окончившей педколледж? Как она должна постоянно подстраиваться под новые требования?
 
Новая схема разводки по телефону (эти гады уже научились вычислять детей)
  
Новая схема разводки по телефону (эти гады уже научились вычислять детей) А "оператор" в это время терял терпение и уже чуть не кричал: "Да диктуйте же вы уже код, пока ещё можно!.."
 
Посмотрела серию «Первого номера»
  
Посмотрела серию «Первого номера» Кроме гомофобных шуток, которые оттого, что они гомофобные с фигой в кармане лучше не становятся, там еще имеется отвратительный лживый ворюга-начальник, которого зовут Иосиф!
 
все записи
13 лет за мошенничество якобы за «блок на негатив»
  
13 лет за мошенничество якобы за «блок на негатив» Блок на негатив - тема, которой промышляли многие раскрученные каналы. Тут коса на камень нашла только потому, что были затронуты интересы очень крупного бизнесмена, если не сказать, олигарха? И это его люди порешали вопросики
 
"Мертвый ёжик", может быть, просто уснул
  
"Мертвый ёжик", может быть, просто уснул Если вы нашли "мертвого" ежа в холодные месяцы, не хороните его, не выбрасывайте в мусорное ведро...
 
Что не так с системой поддержки "единорогов"
  
Что не так с системой поддержки "единорогов" Я развёрнуто и на полном серьезе готов помочь всем интересующимся темой поддержки «единорогов» советом о том, что не так с нашими «единорогами». Совет можно получить по адресу г. Москва, Лефортовский Вал, д. 5 а/я 201, ФКУ СИЗО-2
 
Рост числа политзаключенных как новая проблема для ФСИН
  
Рост числа политзаключенных как новая проблема для ФСИН В силу специфики этой категории и роста её численности она становится уже не частной проблемой каждого СИЗО или ИК, а системной проблемой властей. То есть такой проблемой, на которую необходимо реагировать
 
Особенности предвыборного сезона 2023 в Москве
  
Особенности предвыборного сезона 2023 в Москве Небольшой аналитический доклад в четырёх частях о том, какие политические силы примут участие в выборах, какие у них сильные и слабые стороны
 
" Героизм - это прямое свидетельство развала управления, неспособного к стандартным мероприятиям, и прикрывающего героизмом людей свою неспособность к чему угодно. "
" Умер комментатор Василий Уткин. Сложный, понтовитый, с гонором и прекрасным русским языком. Он такой был один "
" Главный разведчик страны, глава СВР Нарышкин как-то хреново готов к допросам. Расколется на первом же. Больно смотреть "
" Нечастое зрелище подарили нам члены Совета безопасности РФ – круговая порука в прямом эфире. Завтра покажут художественное кино «Военторг наделяет международной правосубъектностью своих клиентов». "
" Посмотрела 1:16 из двух с лишним часов Don’t Look Up и должна сказать, что пока это самый страшный из всех фильмов ужасов, которые я видела в жизни. "
" Получение Нобелевской премии вносит Муратова в реестр иноагентов? "
все записи
Данилов-Данильян — РБК: «Это сломает всю пляжную инфраструктуру»
 
Данилов-Данильян — РБК: «Это сломает всю пляжную инфраструктуру» Неделю кроме волонтеров, появившихся буквально на третий день, там никого не было. Неделю вообще там не просыпался никто, ни в администрации Краснодарского края, ни в МЧС. Это удивительно.
Как убежать из Северной Кореи
 
Как убежать из Северной Кореи Как жители КНДР перебираются в Китай и Южную Корею, кто эти люди, и на что они могут рассчитывать
все записи
Теракт в "Крокус-Сити"
Теракт в "Крокус-Сити"
Вооруженные люди напали на зрителей концертного зала"Крокус Сити Холл" в Москве. В результате огнестрельных ранений и пожар погибло более 100 человек, сотни пострадали.
все записи
"Гардемарины, 1787. Мир"
"Гардемарины, 1787. Мир"
На экраны вышел фильм "Гардемарины, 1787. Мир", который уже назвали "государственной пропагандистской халтурой".
все записи
Умер Градский
Умер Градский
После перенесенного коронавируса и инсульта скончался Александр Градский. Блогеры рассказывают истории знакомства и дружбы с ним.
все записи
Русский Нобель
Русский Нобель
Нобелевскую премию мира 2021 года получили журналисты - главный редактор российской "Новой газеты" Дмитрий Муратов и основательница филиппинского издания Rappler Мария Ресса за их "усилия по защите свободы слова и самовыражения, что является основополагающим условием для демократии и прочного мира". Итоги премии раскололи российских блогеров.
все записи
"Сфумато"
"Сфумато"
Вышел из печати роман Алексея Федярова "Сфумато" - антиутопия, в которой описываются события, происходящие на территории нынешней России в 2025 году. Книга полна мрачных прогнозов и узнаваемых персонажей.
все записи
BestToday
АПН Северо-Запад Новая газета
Правда Беслана Election2012