Реклама
Подождите.
Самое читаемое
Прислать свою ссылку
|
Тысяча смелых Марьиванн |
 |
Надежда Андреева
25.09 10:18 |  1129
(«Новая газета»)
|
В наступившем учебном году решено привлечь в сельские школы «перспективных выпускников вузов». Педагогам, которые согласятся переехать в глубинку на пять лет, обещаны федеральные гранты в размере 500 тысяч рублей. По расчетам Министерства образования, в отдаленные учебные заведения отправится ровно тысяча успешных молодых людей, которые получили дипломы «с общим высоким баллом» в прошлом и нынешнем годах. О введении «системы моральных и материальных стимулов для отечественного учительства» еще зимой говорил президент Медведев при утверждении национальной инициативы «Наша новая школа». Примечательно, что одновременно образовательное ведомство заявляет о сокращении педагогических вузов, закрытии школ и возможном увольнении 200 тысяч уже работающих учителей.
Условия нового образовательного проекта напоминают приключенческое телешоу: герои должны добраться в труднодоступное место и продержаться там определенное время для получения денежного приза. Одного из тысячи смелых ждут в поселке Каменский Красноармейского района Саратовской области. Существенные характеристики места действия: 80 километров до города по бездорожью, менее 3 тысяч жителей, основные предприятия — исправительная колония и психиатрическая больница. Местной школе по «президентскому призыву» обещан учитель английского языка.
От сказок Гримм до Каменлага
Несмотря на послеобеденный час, в школе шумно. Младшие пищат во дворе, старшие топают в спортзале. «Детей до девяти вечера отсюда не выгонишь», — с гордостью поясняют учителя, добавляя, что здесь же «проводят мероприятия» и сельская администрация, и совет ветеранов. Опережая задачи проекта «Наша новая школа», учебное заведение уже стало центром общественной жизни. Не то чтобы здание очень хорошо для этого приспособлено (наоборот, специальных помещений для кружков и секций не хватает), просто в поселке, существующем для обслуживания зоны и психушки, деваться больше некуда.
Школе в Каменском почти 200 лет. Ее основали, когда село называлось Гримм. Здесь жили 10 тысяч человек, втрое больше, чем сейчас. В двухэтажке справа размещались курсы усовершенствования учителей (сейчас здесь контора ЖКХ), на окраине видны здания балетных классов из красного кирпича с арками (сейчас — сельскохозяйственные склады), от двух деревянных кирх — громадных, на тысячу посетителей каждая — ничего не осталось.
После депортации в селе организовали Каменлаг, который в течение полувека превращался то в строгую, то в «полосатую» (особого режима), то в милицейскую зону. Как говорят местные, здесь сидел родной брат Павлика Морозова.
Школа часто выигрывает
Почти в каждом кабинете школы стоят неплохие компьютеры и интерактивные доски, есть Интернет со скоростью 512 кб/с. Именно о количестве установленного в учебных заведениях оборудования обычно говорят чиновники, отчитывающиеся об успехах модернизации образования. Но технику школе дали не просто потому, что так должно быть. Это не результат регулярного снабжения, а награда за победы в отраслевых конкурсах. По выражению педагогов, они «как пауки» выискивают информацию о подобных состязаниях и по выходным готовят килограммы документов для жюри.
За последние годы школа в Каменском выиграла более 1,5 млн рублей.
«К нам из Волгоградской области приезжали за советом: мол, техника стоит в упаковке, не знаем, с какой стороны подходить, — рассказывает директор Владимир ГЕРМОНИЙ. — Мы применили метод тыка. Раздали учителям по доске, каждый поэкспериментировал, а потом рассказал товарищам, что с ней можно делать».
«Когда я начинала работать, еще калькуляторов не было. С техникой я на «вы», — признается учитель химии и биологии Галина СЕРЕБРЯКОВА. Она преподает 47 лет. Когда в школу завезли новое оборудование, Галина Федоровна честно предупредила учеников, что побаивается шайтан-машинок. Не она одна: в школе восемнадцать учителей, средний возраст — 50 лет. «Главное, чай на клавиатуру не проливайте», — успокоили дети. Серебрякова, как и прежде, объясняет материал устно, а ученики отвечают за мультимедийное сопровождение лекции.
Как указывают авторы образовательной национальной инициативы, в «Новой школе» вознаграждение педагогов не будет зависеть от стажа. В некотором роде это пожелание уже сбылось. Галина Федоровна получает 6 тысяч рублей. Поддерживать культурный уровень на эти деньги довольно затруднительно: в музеи и театры она выезжает в качестве сопровождающей с классом, когда родители покупают экскурсию. Профессиональную литературу не выписывает, да и читать, честно говоря, некогда, ведь без огорода и коровы не проживешь. На методические пособия педагогам полагается 100 рублей в месяц. Их тратят на покупку картриджей и бумаги для распечатки отчетов, так как по мере модернизации образования показатели документооборота растут быстрее всего.
Подушевой подход
Школа в Каменском выступает экспериментальной площадкой для разных направлений реформы. Одной из первых она перешла на подушевое финансирование, в 2012 году эту систему должны ввести все общеобразовательные учреждения страны. В школе, рассчитанной на 460 человек, учится 161. Каждый ребенок приводит за собой 3-5 тысяч бюджетных рублей в месяц и по 300 родительских в год (это добровольные взносы в попечительский фонд). В результате зарплата педагогов упала в три раза. Сократили ставки библиотекаря, вожатой, гардеробщицы. Как заявлял министр образования Андрей ФУРСЕНКО, в учебных заведениях скопились десятки тысяч лишних сотрудников из числа вспомогательного персонала. Хотя в школе Каменского нет не только психолога — вовсе не лишнего с учетом соседствующих учреждений, но даже охранника. Здесь есть логопед. Однако школа не может позволить себе содержать отдельного специалиста. Сейчас логопед переквалифицируется в учителя немецкого, а занятия по развитию речи будет вести дополнительно в виде кружка.
Кстати, бесплатного переобучения на смежную специальность для педагогов, уже работающих в школе, не существует. Желающие могут получать второе высшее образование, но большинству это не по карману.
Одной из целей образовательной реформы называют введение инклюзивного обучения. В Каменском оно уже действует, и ведь совсем бесплатно получилось. В Красноармейском районе нет ни одной коррекционной школы, а дети с особенностями развития есть. Две девочки из Каменского получили направления от медико-психологической комиссии, но в интернаты других районов их не принимают — не хватает мест. Сейчас детей пытаются обучать в местной школе по обычной программе. Не принять их нельзя: это будет считаться нарушением закона «Об образовании». Официально организовать ступень коррекционного обучения тоже невозможно — скудное подушевое финансирование не оставляет на это средств.
По той же причине подушевая система не стимулирует педагогов к повышению квалификации: они опасаются, что школа не найдет денег на увеличение зарплаты, которое полагалось за это раньше. Кроме того, время обучения на курсах не входит в педагогический стаж и ниже оплачивается. По статистике, только 20% российских учителей пользуются системой переподготовки. Большинство не изменяет свою работу качественно, а берет дополнительную количественную нагрузку, за которую дают стимулирующие надбавки. Например, за мероприятия по классному руководству — 96 рублей в месяц, за проведение родительских собраний — 46 рублей, еще по чуть-чуть за работу в школьной мастерской, на приусадебном участке и т.д. Глубокая индивидуальная, творческая работа с ребенком, погружение в какую-либо одну, но общую и важную для ученика и педагога тему не умещается в эту систему оценки труда.
В проекте «Наша новая школа» увлекательно описаны «умные» здания школы будущего, например: «Системы отопления и кондиционирования должны обеспечивать необходимую температуру в любое время года». В школе Каменского нужно отремонтировать систему отопления, последний раз это делалось в 1986 году. Три года назад работы стоили бы около 800 тысяч рублей. Сейчас необходимо 2,5 миллиона. В муниципальном бюджете этих денег нет, у сельских родителей — тоже.
|
Далее |
|
|

|
Анна Левченко 17.11 11:25 | 14571 |
 |
Блок на негатив - тема, которой промышляли многие раскрученные каналы. Тут коса на камень нашла только потому, что были затронуты интересы очень крупного бизнесмена, если не сказать, олигарха? И это его люди порешали вопросики |
|
|
Зураб Альбертович 8.11 12:59 | 14843 |
 |
Если вы нашли "мертвого" ежа в холодные месяцы, не хороните его, не выбрасывайте в мусорное ведро... |
|
|
Илья Сачков 25.10 08:54 | 15392 |
 |
Я развёрнуто и на полном серьезе готов помочь всем интересующимся темой поддержки «единорогов» советом о том, что не так с нашими «единорогами». Совет можно получить по адресу г. Москва, Лефортовский Вал, д. 5 а/я 201, ФКУ СИЗО-2 |
|
|
vk.com 19.10 13:21 | 15188 |
 |
В силу специфики этой категории и роста её численности она становится уже не частной проблемой каждого СИЗО или ИК, а системной проблемой властей. То есть такой проблемой, на которую необходимо реагировать |
|
|
Петр Милосердов 19.05 10:33 | 20315 |
 |
Небольшой аналитический доклад в четырёх частях о том, какие политические силы примут участие в выборах, какие у них сильные и слабые стороны
|
|
|