23 февраля в Сочи закроются Олимпийские игры, 7 марта – Паралимпийские, потом, видимо, будут те самые «новогодние каникулы», о которых любит говоритьВладимир Путин, а что будет потом... как-то так сложилось, что это всем известно заранее. Будет закручивание гаек. К Олимпиаде Путин, по выражению Эндрю Марра с BBC, «надел улыбку», и как раз к середине весны он снимет ее и обнажит свое истинное лицо – то лицо, выражение которого мы уже почти забыли за последние недели; то есть вместо «мы являемся рекордсменами по количеству амнистий» зазвучит более привычное «скощухи не будет» .
Вера в обязательное закручивание гаек после Олимпиады сродни вере в «раскол тандема» в конце нулевых, или во второй срок Медведева в 2011 году, или в обязательный успех мирного протеста позапрошлой зимой – в принципе, можно было бы уже составить график несовпадения «всеобщих ожиданий» с тем, что в конце концов случается на самом деле. За столько-то лет стоило бы все-таки привыкнуть к тому, что «всеобщие ожидания» применительно к Путину не сбываются никогда – такова уж особенность то ли Путина, то ли ожиданий. И сейчас, когда комментаторы дружно прогнозируют закручивание гаек (кстати, какое: снова посадят Ходорковского? примут закон против гетеросексуалов? введут прямую цензуру в «Газете.ру»?) после Сочи, можно уверенно прогнозировать, что никакого закручивания не случится.
Если олимпийские приготовления чем-то и интересны политически озабоченному наблюдателю, так это тем, что накануне сочинских Игр Путин чаще выступает перед публикой с рассуждениями далеко не только на спортивные темы, то есть стало проще узнавать, о чем Владимир Путин думает сегодня. Мы знаем теперь, что ему очень нравится (с интервалом в два дня повторил почти дословно) история об уголовных статьях за гомосексуализм «в некоторых штатах США» и (повторял ее многократно, и «Вести» еще в прошлом году делали сюжет) история о педофильской партии, которую вот-вот зарегистрируют в Нидерландах. Оба аргумента неоднократно и убедительно опровергались в СМИ, в том числе и в Slon, мимо помощников Путина, тщательно мониторящих и менее принципиальные вещи, это пройти не могло в принципе. И если Путин упрямо продолжает говорить об уголовном наказании для геев в США и о партии педофилов в Голландии – значит, его вера в несуществующие вещи каждый раз оказывается сильнее фактов... Читайте статью Олега Кашина целиком на Слоне