Сергей Преженников, и. о. начальника ФГУП «Нива», стоит склонившись над обшарпанным письменным столом и исподлобья смотрит на гостей из Forbes. «У меня безвыходная ситуация. Надо заплатить миллион за электроэнергию, я не плачу. Три миллиона надо за кредит. И зарплаты — порядка четырех миллионов. Где денег на это брать, непонятно».
Образцово-показательный, принадлежащий Федеральной системе исполнения наказаний ФГУП в Кировской области, где разводят скот («Мраморных пород!» — уточняет Преженников), переживает упадок. Предприятие, призванное снабжать продовольствием колонии Кировской области, погрязло в долгах. По словам Преженникова, из-за засухи «не смогли выкопать» свеклу и картофель. А тут еще местные журналисты пишут, что ФГУП, вместо того чтобы заниматься сельским хозяйством, пользуется монопольным правом продажи продовольствия колониям. Даже скотоводческая ферма —главная гордость — не дает эффекта. Рестораторы «мраморную» говядину не берут, у них вызывает вопросы родословная бычков, а мясокомбинаты принимают мясо ниже себестоимости.
Дешевая рабочая сила — труд заключенных — не спасает.
Как утверждает начальник отдела по выращиванию мясного скота Дарья Карпикова, на зарплаты заключенным местной колонии-поселения отчисляют столько же, сколько жителям деревни, к тому же осужденные дисциплинированнее и не пьют. Но на результатах работы госпредприятия это не отражается.
Никто не покупает у «Нивы» говядину? Да там, как и в остальных «тюремных» ФГУПах, просто никто не умеет продавать, считает Олег Коршунов, назначенный год назад начальником финансово-экономического управления ФСИН. Однокурсник министра финансов России Антона Силуанова, бывший зампред правления банка МБРР, в тюремное ведомство он пришел из финансового бизнеса. Коршунов видит в системе золотую жилу, если, конечно, наладить современные коммерческие процессы: «Тут бессистемные заказы, бессистемные продажи. Каждый сам по себе!»
Заключенная участница панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова в письме из колонии рассказывала о чудовищных условиях работы на устаревшем оборудовании. Во ФСИН обвинения Толоконниковой отрицают, но проблему устаревшего оборудования и неэффективного менеджмента во всей системе исполнения наказаний признают. Решить эту проблему, забрав у колоний всю коммерцию, по замыслу Коршунова, должен создаваемый сейчас при ФСИН Торговый дом (ТД). Именно он возьмет на себя контакты с коммерсантами-смежниками, развитие производства, сбыт, продвижение товара на рынке. Речь идет о десятках миллиардов рублей. Выручка ФСИН в 2012 году составила 30,7 млрд рублей, что больше выручки «Яндекса» (28,8 млрд рублей, 168-е место в рейтинге частных компаний Forbes) и немногим меньше выручки «Куйбышевазота» (31,3 млрд рублей, 161-е место). Благодаря Торговому дому, рассчитывает Коршунов, ФСИН поднимет выручку вдвое, а также в корне изменит отношение бизнеса к зоне. Что для этого нужно сделать? Читайте подробнее на Forbes.ru