К московскому министру культуры можно относиться по-разному, но расцвет парков, театров и городских фестивалей — его персональное достижение. При этом претензии к Капкову тоже не высказал только ленивый. По просьбе «Города» Капков написал письменное признание в 7 своих главных ошибках и неудачах.
-
Возвращение Любимова на Таганку
Я мечтал о том, чтобы Юрий Петрович вернулся на пост худрука Театра на Таганке, с первого дня работы в департаменте. Я несколько раз с ним об этом говорил, предлагал разные варианты — быть Наставником, Президентом. Мне казалось, главное сделать так, чтобы у него была возможность работать над спектаклями. Но, как выяснилось, у Юрия Петровича осталась большая обида на труппу, и ему так и не удалось начать отношения с театром, который он создал почти 50 лет назад, с чистого листа. У меня не было задачи найти Любимову работу, он по-прежнему востребован — поставил в Большом театре оперу «Князь Игорь», готовит спектакль в «Новой опере» — «Школу жен» по Мольеру. Но была задача сохранить театр, сформулировать понятный вектор его развития, отметить 50-й юбилейный сезон Таганки. Пока нам все это придется делать, увы, без Юрия Петровича.
-
Музей для мигрантов
Проект создания этого музея был заложен в программу «Культура Москвы» на 2012–2016 год. Программу разрабатывали еще до того, как я пришел в департамент, и когда мы приступили к ее реализации, стали думать, как должен быть организован музей для мигрантов, выяснилось, что он, грубо говоря, никому не нужен. В первую очередь в таком музее не заинтересованы работодатели: они своих, так сказать, подопечных не готовы никуда вывозить или отпускать в рабочее время. Ведь график работы музеев — это тот же рабочий график. В выходные же сами рабочие чаще всего хотят просто отдохнуть, а не ехать куда-то, ведь выходной у них только один. Кроме того, мы встретили прохладное отношение ФМС: они также не сильно заинтересованы в проекте. Сейчас, мне кажется, такой музей — не самый насущный вопрос и для города, и для самих мигрантов. Им, скорее, нужно выучить русский и правила, как себя вести в Москве. Это не значит, что мы отказываемся от этой идеи навсегда, — возможно, мы к ней еще вернемся. Хотя, на мой взгляд, проблему интеграции мигрантов в общество нужно переводить на другой уровень — на федеральный.
Неудачная инициатива перенести спектакли на 20.00
Идея родилась не на пустом месте: ко мне лично и в Департамент культуры обращались люди, которые каждый день работают строго до семи вечера. Я и сам часто не успеваю на спектакли, которые начинаются в 19.00, хотя это моя, можно сказать, обязанность — посещать знаковые культурные мероприятия. Поэтому я и выступил с инициативой перенести время начала спектаклей на одном из советов директоров московских театров. Главным аргументом тех, кто был против, было то, что часто спектакли идут по три часа или даже дольше и людям придется возвращаться домой далеко за полночь. А на следующий день ведь все-таки вставать на работу. Кроме того, чем позже заканчивается спектакль, тем позже начинают разбирать декорации и строить новые для следующего спектакля. Пришлось бы увеличивать ночные смены монтировщиков. В итоге сейчас в Москве всего несколько театров начинают свои спектакли в 20.00 — например, «Гоголь-центр», Центр им. Мейерхольда, «Практика». В пилотном режиме, в порядке эксперимента другие театры тоже начинают какие-то спектакли позже. Думаю, летом многие охотнее присоединятся к этой инициативе.